§ 46. Материалы, применяемые для изготовления труб и арматуры

Для судовых систем и их трубопроводов применяют трубы стальные, медные, медно-никелевые, латунные, биметаллические (из двух разнородных металлов), из алюминиево-магниевых и титановых сплавов, из пластмасс (см. прилож. I).

Арматуру трубопроводов (клапаны, краны, задвижки и т. д.) изготовляют из стали (литые и сварные), из чугуна (литые), из латуни и бронзы, а также из легких алюминиевых сплавов и из пластмасс (полиэтилен, полихлорвинил и др.). Стальная арматура применяется: из стали 25Л — для воздуха, масла, нефти, пресной воды и пара при температуре менее 400° С; из молибденовой стали 25ХМЛ — для пара давлением выше 6400 кн/м2 (64 кгс/см2) и температурой более 450° С. Бронзовая арматура (из Бр.АМц9-2 и Бр.ОЦЮ-2) применяется обычно для морской воды, а латунная арматура (из ЛК80-8Д, ЛМц58-2, ЛЖМц59-1-1 и др.)—для пресной воды, масла, воздуха и пара с температурой менее 250° С.

В отечественном судостроении значительное применение нашли различные пластмассы, которые используются как для оборудования и отделки судовых помещений, так и для изготовления некоторых корпусных деталей, труб и арматуры к ним. В частности, для изготовления труб и арматуры применяется полиэтилен, полихлорвинил, винипласт, капрон, винидур, фторопласт, фенопласт, текстолит и др. Ниже приводятся некоторые характеристики труб и арматуры из этих синтетических материалов.

Полиэтиленовые трубы по сравнению со стальными обладают малым гидравлическим сопротивлением, хорошей пропускной способностью, не отпотевают, хорошо гнутся; их не нужно покрывать грунтом и изолировать. Применяют такие трубы при температуре рабочей среды не выше 40°С.

Из капрона изготовляют детали различной судовой арматуры: клапаны, водопроводные краны, палубные шпигаты, бортовые захлопки, клинкеты и т. д. В настоящее время, например, широко применяют корпуса из капрона для арматуры с условными проходами до 100 мм, давлением рабочей среды до 4500 кн/м2 (до 45 кгс/см2) и температурой до 100° С. Рабочей средой в этом случае может быть пресная и морская вода, а также различного рода нефтепродукты. Трубы из винипласта выпускают внутренним диаметром до 150 мм и толщиной стенок 2—20 мм. Они хорошо свариваются путем нагрева основного материала и винипластовой сварочной проволоки струей горячего воздуха до температуры 200—250° С, хорошо транспортируют жидкость и газы при температуре до 40°С и давлении до 400—500 кн/м2 (4—5 кгс/см2). Такие трубы используют на судах в качестве заменителей стальных труб в системах водоснабжения и некоторых трюмных системах, а также для переговорных труб. Из винипласта изготовляют и некоторые другие детали арматуры.

Трубы из полихлорвинила выпускают внутренним диаметром до 380 мм и применяют для транспортировки газообразных и жидких химических продуктов при давлении до 600 кн/м2 (до 6 кгс/см2) и температуре среды до 55° С. При нагреве до 130° С полихлорвиниловые трубы легко изгибаются радиусом, равным четырем-пяти диаметрам, хорошо свариваются. Соединяют трубы между собой сваркой или при помощи стяжных муфт и хомутов из фенопласта.

Полихлорвиниловый пластик-винидур нашел применение для изготовления различных деталей арматуры и соединений .труб, корпусов и деталей клапанов.