§ 61. Механизация судовых монтажных работ

При выполнении судовых монтажных работ встречается еще много ручных операций. Механизация монтажных работ направлена на совершенствование таких операций, как погрузка механизмов на судно и их перемещение; обработка фундаментов и опорных поверхностей механизмов; сверление и развертывание отверстий, установка призонных и прочих болтов, затяжка гаек; центровка судовых валопроводов, главных и вспомогательных механизмов; установка и снятие гребных винтов, конусных соединений валов; расточка опор валопровода, петель рудерпоста, опор баллера шпиля; запрессовка втулок для штырей руля методом охлаждения.

Для погрузки на судно механизмов и устройств служат краны: мостовые, стапельные, портальные и др. Мостовые краны применяют при постройке судна в эллинге, стапельные и портальные — при постройке судна на открытом стапеле и при выполнении достроечных работ на судне, введенном на спусковую площадку из эллинга. Для судов малого водоизмещения используют также железнодорожные краны грузоподъемностью 25—30 т.

Перемещение различных механизмов, аппаратов и устройств внутри судна осуществляется с помощью червячных и рычажных талей, клиновых и гидравлических домкратов, гидропакетов, малогабаритных пневматических подъемников марки ПП-500 и других подъемных устройств.

Станки для обработки опорных поверхностей фундаментов. Опорные поверхности небольших фундаментов под вспомогательные механизмы иногда обрабатывают в цехе на стационарных фрезерных станках. Обработку опорных поверхностей фундаментов (длиной от 1100 до 4800 мм и шириной до 575 мм) главных двигателей и крупных вспомогательных механизмов выполняют при помощи переносных фрезерных станков СПФ-1 и ГФ-30. Недостатком этих станков является то, что они не приспособлены для обработки всей поверхности фундамента в одну плоскость. Обработка каждой прямолинейной полки фундамента производится самостоятельно без проверки ее поверхности относительно других полок. Поэтому после обработки полок фундамента между ними и лапами механизма устанавливают компенсирующие прокладки.

Переносные расточные станки. Линия валопровода является весьма ответственным узлом в общем комплексе главной энергетической установки судна, поэтому к точности расточки ахтерштевня, мортир, кронштейнов или самой дейдвудной трубы, в которой монтируют опорные втулки гребного вала, предъявляются высокие требования. Например, эллиптичность должна быть не более 0,08 мм на 1 м диаметра растачиваемого отверстия, конусность не более 0,05 мм на длине растачиваемого пояска, несоосность не более 2% полной длины дейдвудной трубы и т. д. Вследствие этого необходимо применять удобные в обращении, достаточно точные переносные станки марок ЛР-4, ЛР-ЗОА, ЛР-31А — для расточки кронштейнов и мортир, станки марки ЛР-5 — для расточки дейдвудной трубы и ЛР-148— для расточки кронштейна гребного вала.

На рис. 153 показана установка станка ЛР-4* для расточки и подрезки посадочных мест а мортир и в наварыша. Расточку выполняют после того как судно, установленное на стапеле, будет тщательно выровнено.


Рис. 153. Установка расточного станка ЛP-4 для расточки мест прилегания дейдвудной трубы.

Станок состоит из переносных оснований 1 и 9, на котором смонтированы электродвигатель, приводящий во вращение бор-штангу 8 и коробка передач 10 со специальным электродвигателем ускоренных перемещений резцовых головок 5. Борштанга 8 установлена на основных опорных подшипниках 4, 6 и промежуточных подшипниках 7, устраняющих провисание борштанги при расточке мест крепления дейдвудной трубы. В борштанге имеются два продольных паза: один для размещения в нем ходового винта, обеспечивающего перемещение резцовой головки, другой — для радиальной подачи резца в процессе расточки. Обе резцовые головки одновременно не могут работать на расточке, поэтому одна из них используется для подрезки торцев.

Управление станком осуществляется с помощью кнопочной станции и рычагов: коробки передач 3, изменения скоростей 2, осевых и радиальных подач 11. Станок имеет централизованную смазку.

Электродвигатель и привод станка смонтированы на основании стапеля, а исполнительная часть связана с корпусом судна, что исключает влияние тепловых деформаций судна на точность выполнения расточки.

Вертикальное расточное устройство применяют для расточки на стапеле конусного отверстия в гельмпорте диаметром 1000— 1160 мм и длиной 900 мм, подрезки головки гельмпорта диаметром 1650 мм, расточки цилиндрических отверстий в петлях ахтерштевня диаметром 220—280 мм. Расточное устройство закрепляется на специальном фундаменте, а вертикальная борштанга с резцовыми головками, приводимая во вращение от электродвигателя, располагается в подшипниках, закрепленных на специальных кронштейнах, приваренных к ахтерштевню. Как показал опыт эксплуатации, это устройство обеспечивает достаточную производительность, высокую точность расточки отверстий и требуемую их соосность, что положительно сказывается на монтаже руля.

Ручной пневматический инструмент. Для сверления отверстий больших диаметров в фундаментах под Механизмы и в корпусе судна применять пневматические сверлильные машинки очень затруднительно. Поэтому такие работы в последнее время выполняют с помощью различных переносных сверлильных станков, вертикальных и горизонтальных. Так, станок СПС-32 с электромагнитным креплением применяют для сверления отверстий диаметром до 32 мм, станок СПС-50 — для сверления отверстий диаметром до 50 мм, специальный горизонтально-сверлильный станок — для сверления отверстий диаметром 90 мм и более в обшивке корпуса судна и др.

Сверление малых отверстий производят различными сверлильными пневматическими машинами (нереверсивными, реверсивными и угловыми). В качестве двигателей сверлильных машин используют поршневые и ротационные двигатели вращательного действия, причем предпочтительнее последние, как более простые по конструкции и более надежные.

Кроме сверлильных, применяют различные пневматические машины для развертывания отверстий, шлифовальные машины, резьбонарезные пневматические машины, реверсивные пневматические гайковерты, рубильные молотки.

Специальные приспособления и оснастка. С целью повышения производительности труда при выполнении монтажных работ наряду с механизированным ручным инструментом пользуются различными приборами, приспособлениями и оснасткой. К таким достаточно сложным по устройству, но простым и точным в применении относятся визирные трубы для центровки главных механизмов и валопроводов, специальные динамометры для определения нагрузок на подшипники и другие приборы. Широко распространены различные гидравлические прессы и съемники, работающие при высоких давлениях масла, создаваемых масляными ручными и механическими насосами. В качестве приспособлений используют стрелы для центровки валов, отжимные болты, кронштейны для установки визирных труб и т. д.

Эффективным средством уменьшения трудоемкости ручных работ при монтаже механизмов служат и различные способы установки призонных болтов для крепления механизмов на фундаментах с помощью гидравлических домкратов с предварительным глубоким охлаждением в специальном охладителе и т. д.

* В настоящее время для выполнения расточных работ применяют подобный, но более совершенный переносный расточный станок ЛР-203.