§ 20. Механизмы и арматура, обслуживающие двигатели внутреннего сгорания

Судовые ДВС, являясь достаточно компактными и малогабаритными, наиболее успешно поддаются агрегатированию. На двигатель навешивают ряд обслуживающих его механизмов и различную арматуру: топливные и масляные насосы, фильтры, форсунки, клапаны и т. д. Навешенные механизмы приводятся в действие через систему шестерен и приводов от коленчатого или распределительного вала двигателя.

На рис. 50 показана схема топливного трубопровода судового дизеля, в состав которого входят механизмы и арматура, навешенные на двигатель.


Рис. 50. Схема топливного трубопровода дизеля.

Топливо из расходной цистерны 1 по трубопроводу 4 через фильтр грубой очистки 5 засасывается топливоподкачивающим насосом 6 под давлением 150—200 кн/м2 (1,5—2 кгс/см2) в магистральный трубопровод 8. Производительность топливоподкачивающего насоса в два-три раза превышает потребность цилиндров двигателя в топливе, поэтому избыток топлива через редукционный клапан 7 по трубопроводу 3 перепускается обратно в цистерну 1. Из магистрального трубопровода 8 топливо поступает к топливным насосам высокого давления 9, которые устанавливают по одному на каждый цилиндр двигателя; иногда их объединяют в одну блочную конструкцию. Насосом 9 топливо по трубопроводу высокого давления 14 через фильтр тонкой очистки 12 нагнетается в форсунку 11 и при открытии отверстия иглой форсунки вводится в распыленном виде в камеру сгорания цилиндра. Топливо, просачивающееся между иглой форсунки и ее направляющей, отводится по трубопроводам 13 и 10 в сливную цистерну 2. Ниже дано описание отдельных узлов топливного трубопровода.