Глава X. Монтаж главных и вспомогательных механизмов

§ 60. Современные методы совершенствования монтажных работ на судне

Современные суда насыщаются все более сложным и многообразным механическим оборудованием. Появились новые конструкции главных двигателей (мощные малооборотные дизели, газовые турбины, надежные в эксплуатации гребные электродвигатели), вспомогательных механизмов и устройств (ротационные насосы, гидравлические рулевые машины и др.), новые, ранее не применявшиеся на судах системы (газо- и пенотушения, кондиционирования воздуха и др.). Это способствует улучшению эксплуатационных качеств судна и повышает требования к качеству планирования и выполнения монтажных работ.

Монтажные, как и прочие судовые работы, проходят до начала постройки судна основательную технологическую подготовку; от тщательности разработки технологической документации зависят сроки и качество производства работ.

Основой для подготовки производства и выполнения цехами всех подготовительных работ на строящемся судне в настоящее время служит график подготовки производства. Этот график является основным документом для составления планов снабжения строящегося судна материалами, изделиями механических и сборочных цехов завода, а также покупными изделиями.

Несмотря на то что технологические графики успешно применялись на судостроительных заводах в течение длительного времени (а на некоторых заводах применяются и до сих пор), они имеют ряд недостатков, затрудняющих их практическое использование: не указывается точный объем работ и конкретные результаты по каждому пункту, не исключается возможность перестройки всего графика при изменении продолжительности и объема какой-либо работы и т. д. Поэтому вместо технологических графиков на крупных судостроительных заводах в настоящее время вводится более современная система сетевого планирования (сетевой график), охватывающая все категории работ по постройке судна от его закладки до спуска на воду. На сетевом графике нанесены линии со стрелками, разделенные кружками. Линии означают процесс производства работ, а цифры под ними — ожидаемую длительность этого процесса в днях. Каждый кружок называется событием, значение которого определяется цифрой условного кода, проставленной внутри кружка.

Шкалы времени в сетевом графике не требуется. Каждое событие сетевого графика, за исключением исходного и завершающего, является началом и концом не менее двух работ; при этом все работы, начинающиеся от какого-либо события, можно выполнять лишь после окончания всех работ, предшествующих этому событию. Длительность выполнения всех работ будет также различной, так как возможны различные пути выполнения графика.

Полный сетевой график постройки крупного судна содержит тысячи событий, поэтому подсчет наиболее выгодного варианта выполнения графика производят на электронно-вычислительной машине (ЭВМ). Небольшая часть сетевого графика, относящаяся к отдельным монтажным работам, показана на рис. 152.


Рис. 152. Часть сетевого графика, относящаяся к монтажным работам.

Наряду с уменьшением планирования монтажных работ можно назвать некоторые из основных направлений совершенствования их технологии:
—       осуществление наибольшего количества монтажных работ в цехе с целью сокращения их объема на судах (предварительная сборка механизмов и устройств, агрегатирование многих механизмов и теплообменных аппаратов и пр.);
—       выполнение максимально возможного количества монтажных работ на стапеле до спуска судна на воду (монтаж главных двигателей и валопроводов, главных и вспомогательных котлов, судовых систем и устройств и т. д.);
—       уменьшение количества труб, изготовляемых по месту, в том числе и забойных труб, окончательное изготовление и изоляция большинства трубопроводов в цехе, сборка ряда трубопроводов из унифицированных, стандартных элементов;
внедрение на судах бесшпоночных соединений валов и гребного винта с валопроводом, замена подшипников скольжения роликоподшипниками, установка главного двигателя на самоустанавливающихся прокладках и др.;
— механизация операций при монтаже механизмов (применение специальных станков, а также совершенного инструмента, оснастки и приспособлений).

Все эти мероприятия позволяют значительно сократить длительность выполнения Монтажных работ, а следовательно, и постройки всего судна, улучшить их качество, закрепить специализацию рабочих бригад и участков монтажного цеха, внедрить поточно-бригадный метод выполнения работ на серийно строящихся судах.