Монтаж электрогидравлической рулевой машины

На большинстве строящихся судов используют электрогидравлические рулевые машины, различающиеся числом цилиндров (два или четыре), габаритами и мощностью. Здесь будет рассмотрен монтаж четырехцилиндровой плунжерной электрогидравлической машины, наиболее широко применяемой на судах.

Вначале проверяют и обрабатывают опорные поверхности фундаментов под основные узлы, которые затем грузят и устанавливают на временные деревянные брусья до закрытия палубы над румпельным отделением.

Монтаж рулевой машины начинают со сборки и последующей центровки рулевого привода (см. рис. 113). В процессе монтажа выполняют следующие технические требования:
румпель окончательно устанавливают на баллере руля, при перемещении с борта на борт до 35° он должен находиться в горизонтальной плоскости, перпендикулярной к диаметральной плоскости судна; при этом предусмотренное чертежом расстояние от румпеля до палубы выдерживают с допуском 1 мм;
—       перекладку румпеля с борта на борт производят плавно, без рывков и заеданий, максимальный угол его поворота от среднего положения допускается до 41°;
—       плунжеры рулевого привода располагают параллельно один другому в плоскости, строго перпендикулярной к оси руля и диаметральной плоскости судна, а длины плунжеров до оси крепления с румпелем должны быть одинаковые;
— при установке основных узлов рулевой машины на фундаментах выдерживают указанные в чертеже координаты их расположения, а также предусмотренные формуляром зазоры во всех соединяемых узлах.

Сборку рулевого привода начинают с установки румпеля в диаметральной плоскости судна. На цапфы румпеля насаживают шарниры 11 (см. рис. 113) и устанавливают их по контрольным рискам, нанесенным при сборке в цехе. Поперечные балки 2 собирают с цилиндрами и закрепляют калиброванными болтами. Носовую и кормовую пары цилиндров, собранные с поперечными балками, крепят к судовому фундаменту с помощью отжимных болтов. Продольные балки собирают с ползунами 5. Для сборки шарниров 11 с плунжерами последние перемещают к шарнирам, совмещают отверстия в развилках, устанавливают калиброванные болты и обжимают их гайками. Затем проверяют совпадение нулевых положений румпеля и шкалы. Замеряют высоту клиньев и после их изготовления временно крепят цилиндры к фундаменту.

Рулевой привод центруют по румпелю, выполняя указанные ранее технические требования. Кроме того, проверяют зазоры между направляющими плоскостями продольных балок и ползунами. Затем окончательно крепят цилиндры к фундаменту калиброванными болтами.

Масляные насосы переменной производительности (см. рис. 94 и 114, поз. Б) после погрузки устанавливают на отжимные болты на переборке, временно размещают сальники, через которые пропускают тяги управления, выверяют положение тяг и соединяют их с насосами. Замерив высоту клиньев, изготовляют их и крепят лапы насосов к фундаменту.

Монтаж приводов управления электронасосами переменной производительности производят таким образом, чтобы обеспечить легкость переключения рычагов, центровку рычагов с тягами, отсутствие излишних слабин в их соединениях и правильное их расположение по отношению друг к другу, указанное в чертеже. Кронштейны и подшипники приводов управления крепят на фундаментах с помощью стальных клиньев. Тяги соединяют с пружинами, с насосами переменной производительности, с рычажным устройством и с телемотором.

Приемник телемотора и тумбы с тягой рычажного устройства устанавливают на отжимные приспособления, центруют между собой и с переборочным сальником, крепят на стальных клиньях и собирают переборочный сальник. Тягу приемника телемотора соединяют с тягой рычажного устройства и набивают сальник. По окончании монтажа рулевой машины проверяют качество крепления всех узлов на фундаментах, соответствие качества монтажа техническим требованиям и чертежам, комплектность смонтированных узлов и плавность работы привода при перекладке руля. Окончательную проверку качества монтажа рулевой машины осуществляют при ходовых заводских испытаниях судна.