§ 70. Монтаж гребных винтов

Завершающей операцией по монтажу валопровода является закрепление на конце гребного вала ступицы гребного винта. До недавнего времени конус гребного вала и отверстие в ступице гребного винта обрабатывали путем шабрения с проверкой качества с помощью калибра и согласованного с ним контркалибра. От качества обработки конусных поверхностей зависело качество и легкость установки гребного винта на валу.

Сейчас находит широкое применение установка гребного винта на шпонках гидропрессовым способом, а также бесшпоночная насадка винта на конус гребного вала [3, 14]. В последнем случае наружный и внутренний конусы обрабатывают на станках широкими резцами без последующего шабрения.

Гребной винт, подготовленный к установке, подвозят на специальной тележке под корму судна, отжимными устройствами совмещают ось ступицы с осью гребного вала и, перемещая тележку, надевают винт на конус гребного вала. Затем укрепляют на резьбовом конце гребного вала (рис. 178, а) гидравлическое устройство и ручным масляным насосом создают давление масла 150000 кн/м2 (1500 кгс/см2). Масло под высоким давлением поступает в зазор между конусными поверхностями винта 3 и вала 4 через отверстие 8 и распределительные канавки 7. Между этими поверхностями образуется масляная пленка, по которой и скользит винт. При одновременной подаче масла в поверхность сопряжения и кольцевой домкрат 2, закрепленный на валу гайкой 1, винт перемещается по конусу вала в осевом направлении, что создает необходимый натяг и силу трения для удержания винта на валу даже при отсутствии шпонки. Чтобы при необходимости снять винт с конуса вала, достаточно подать масло при том же давлении на поверхность сопряжения, и винт сойдет с конуса без применения какого-либо съемного приспособления. В некоторых случаях применяют гидравлический съемник (рис. 178,6).


Рис. 178. Бесшпоночное крепление гребного винта (а) и конструкция гидравлического съемника (б).

а) 1 — гайка; 2 — кольцевой гидравлический домкрат; 3 — ступица гребного винта; 4 — конус гребного вала; 5 — уплотнение; 6 — прокладка; 7— масляная канавка; 8 — отверстие для подачи масла на вал; 9 — подача масла в домкрат; б) 1 — резиновое кольцо; 2 — прижимное кольцо; 3 — монтажная гайка; 4 — корпус домкрата; 5 — тяга; 6 — плунжер.

Аналогично монтируют ВРШ, которые отличаются от обычных винтов более крупными размерами ступицы вследствие размещения внутри нее МИШ лопастей винта.

Заканчивается монтаж гребного винта установкой и закреплением обтекателя на резьбовом конце гребного вала, установкой кожуха и протекторов (цинковых дисков или брусков), предусмотренных чертежом.