§ 65. Монтаж вспомогательных механизмов и некоторых видов судового оборудования

Все вспомогательные механизмы, устанавливаемые в машинном и котельном отделениях судна, в зависимости от конструкции и требований эксплуатации можно подразделить на механизмы с механическим движением и без него, центруемые и не-центруемые, требующие автоматизации и не требующие ее. В связи с этим установка вспомогательных механизмов на судовые фундаменты может быть выполнена различными способами: на стальных клиньях, регулируемых и выравнивающих прокладках, на прокладках из быстротвердеющей пластмассы и на деревянных прокладках, на амортизаторах различного вида и т. д. Рекомендуемые виды крепления вспомогательных и палубных механизмов приведены в табл. 2.


Таблица 2. Рекомендуемые виды крепления механизмов
Наименование механизма Вид крепления Примечание
Рулевые машины:
электрические и электрогидравлические
На стальных клиньях, регулируемых прокладках или пластмассе ФМВ Колодочные тормоза крепят на выравнивающих прокладках, а стойки ручного привода — на деревянных
ручные На деревянных прокладках или пластмассе БКД  
Шпили якорно-швартовные:
электрические
На выравнивающих прокладках Головку шпиля устанавливают на выравнивающих прокладках
ручные На деревянных прокладках или пластмассе БКД На малых судах применяется крепление на деревянной подушке
Брашпили То же  
Лебедки:
электрические грузовые
То же  
паро-ручные мусоро-подъемные, буксирные и др. На выравнивающих прокладках  
ручные На деревянных прокладках или пластмассе БКД  
Вьюшки На выравнивающих прокладках  
Краны То же  
Дизель-генераторы На амортизаторах  
Турбогенераторы » стальных клиньях, регулируемых прокладках или пластмассе ФМВ  
Пародинамо На деревянных прокладках или пластмассе БКД  
Компрессоры:
электрокомпрессоры вертикальные
На стальных клиньях, регулируемых прокладках или пластмассе ФМВ  
дизель-компрессоры На амортизаторах  
парокомпрессоры » деревянных прокладках или пластмассе БКД  
Вентиляторы машинно-котельных отделений На выравнивающих прокладках Применяется дополнительное крепление на растяжках
Осевые насосы На деревянных прокладках или пластмассе БКД  
Центробежные насосы или насосы для вязких жидкостей с электрическим или турбинным приводом То же Циркуляционные насосы крепят на стальных клиньях, в некоторых случаях— на амортизаторах
Поршневые насосы паровые прямодействующие с электроприводом или с приводом от дизелей На деревянных прокладках или пластмассе БКД Циркуляционные насосы крепят на стальных клиньях, в некоторых случаях,— на амортизаторах
Ручные насосы На выравнивающих прокладках  
Воздухоохладители и воздухонагреватели На деревянных прокладках или пластмассе БКД  
Центробежные сепараторы масла То же  
Конденсаторные и испарительные установки » »  
Подогреватели и охладители воды и вязких жидкостей » »  
Паровоздушные эжекторы » »  
Фильтры вязких жидкостей » »  
Испарители » »  

Центруемые вспомогательные механизмы большой мощности с высокой частотой вращения (турбо- и дизель-генераторы, электропожарные насосы, компрессоры и др.), а также механизмы, через крепления которых передаются большие усилия (например, гидравлические и электрические рулевые машины), устанавливают на фундаменты с применением точно пригнанных стальных прокладок, пригоняемых вручную стальных клиньев, самоустанавливающихся сферических или двухслойных регулируемых клиновых прокладок.

Такие механизмы при изготовлении центруют, но в процессе транспортировки и погрузки на судно они могут получить недопустимые нарушения центровок. Поэтому после погрузки на судно и установки на судовой фундамент (вначале на деревянные брусья, затем с помощью домкратов — на отжимные приспособления) проверяют центровку этих механизмов. Если она нарушена больше, чем допускается, механизмы центруют с помощью двух парных стрел или с помощью линейки и щупа, добиваясь, чтобы несоосность валов не превосходила установленных допусков (табл. 3) в зависимости от типа их соединения. После центровки механизмы крепят на фундаменте с помощью болтов так же, как и главные двигатели.

Таблица 3. Допуски на центровку вспомогательных механизмов при монтаже на судне
Тип соединения Смещение, мм Излом, мм/м
Жесткие и шлицевые 0,05 0,05
Подвижные (кулачковые или зубчатые муфты) 0,10 0,10
Соединения дизель-генераторов, имеющие гидравлические, пластинчатые, фрикционные, упругие * или со змеевидной пружиной муфты 0,10 0,75
Втулочно-пальцевые с резиновыми пальцами и прорезиненными колодками или дисками 0,15 0,75
* Центровку механизмов с упругими муфтами на заводе-изготовителе необходимо выполнять с точностью 0,1 мм по смещению и 0,15 мм/м по излому.

Необходимость обработки опорных поверхностей фундаментов и ручной пригонки стальных прокладок полностью устраняется в случае установки механизмов на прокладки из различных быстротвердеющих пластмасс (ФМВ, БКД и ЖМ250).

Быстротвердеющая пластмасса БКД (бакелит, контакт Петрова, древесные опилки и вода) применяется для установки нецентруемых вспомогательных механизмов, предварительно сцентрированных на переходной фундаментной раме (пародинамо, дизель- и парокомпрессоры, центробежные электронасосы и др.). Приготовленную пластмассу 1 (рис. 171) наносят деревянной лопаткой на фундамент, в полках которого уже просверлены отверстия для фундаментных болтов. Для сохранения определенного зазора между фундаментом и фундаментной рамой механизма используют деревянные рейки 2, уложенные поперек фундамента между отверстиями, или отжимные болты. Механизм опускают на фундамент после того как пластмасса частично затвердеет и не будет выдавливаться. Усадка пластмассы при затвердевании составляет 5—7%, поэтому до полного ее затвердевания устанавливают на место все болты, а окончательно закрепляют механизм по истечении суток после нанесения пластмассы на фундамент.


Рис. 171. Укладка пластмассы БКД на судовой фундамент.

Пластмассу ЖМ250 (жидкотекучая малоусадочная с 250% наполнителя) используют, когда требуется обеспечить водонепроницаемость крепления механизмов на фундаменте (например, крыльчатые движители, водо-водяные эжекторы, насосы, предназначенные для работы под водой и др.) или необходимо заполнить монтажные зазоры при установке механизмов. Пластмассу приготовляют на основе эпоксидной смолы с добавлением наполнителя (железный порошок), пластификатора (дибутилфталат) и отвердителя (полиэтиленполиамин). Без отвердителя она может долго храниться в готовом к употреблению виде.

Установка механизма 5 на пластмассе ЖМ250 ведется следующим образом (рис. 172). Фундамент 1 очищают от окалины и ржавчины; с наружной и внутренней сторон его опорной поверхности наклеивают резиновый уплотнительный шнур 2, на опорную поверхность 3 механизма — бумагу или кальку и смазывают её тавотом. Затем опускают механизм 5 до соприкосновения с резиновым шнуром, центруют его, пользуясь стрелами и отжимными болтами, и заливают пластмассу в воронку 4, вставленную в заранее просверленное отверстие, под давлением воздуха 50—100 кн/м2 (0,5—1,0 кгс/см2). Наблюдая за поступлением жидкой пластмассы в зазор между опорными поверхностями механизма и фундамента, постелено закупоривают отверстия фундаментных болтов деревянными пробками. Когда пластмасса появится в отверстии выпора, заливку прекращают. После затвердевания пластмассы деревянные пробки вынимают, сверлят отверстия для фундаментных болтов в пластмассе и в полке фундамента, устанавливают болты и крепят механизм обычным способом.


Рис. 172. Монтаж механизма на пластмассе ЖМ250.

Для установки вспомогательных механизмов, нуждающихся в амортизации (дизель-генераторы, дизель-компрессоры и другие механизмы, установленные на общей фундаментной раме), применяют резино-металлические амортизаторы типа КАС — корабельный амортизатор сварной, АКСС — амортизатор корабельный сварной со страховкой и АПС — амортизатор пластинчатый сварной. Особенно широко распространены амортизаторы типа АКСС, имеющие около десяти типоразмеров и не требующие в отличие от амортизаторов типа КАС дополнительных страхующих приспособлений на случай отрыва резины от металлических частей.

Установка механизма на амортизаторах типа АКСС (рис. 173, а) начинается с подготовки опорной поверхности фундамента 4, которую зачищают и выравнивают так, чтобы не допускать качания амортизаторов. В некоторых случаях приваривают к фундаменту пригоночные прокладки 3, обработанные в цехе. Затем, проверив амортизаторы на отсутствие трещин, надрывов резины и забоин, крепят их к шаблону, снятому с опорной поверхности фундаментной рамы, ввертывая через отверстия шаблона специальные болты (вместо болтов 7) во втулки амортизаторов. Шаблон с амортизаторами грузят на судно, выравнивают на фундаменте и крепят амортизаторы к фундаменту с помощью болтов 5, отверстия для которых размечают центровым керном или сверлят через отверстия в амортизаторах. После погрузки механизм устанавливают вначале на деревянные бруски, а затем опускают с помощью домкратов так, чтобы опорная поверхность фундаментной рамы 1 (или лап механизма) не соприкасалась с торцевыми опорными поверхностями амортизаторов 6. В этом положении механизма замеряют зазоры между поверхностями и, если они превышают 0,5 мм, изготовляют выравнивающие шайбы 2, ставят их на место и болтами 7 крепят механизм к амортизаторам. При этом проверяют прилегание нижней поверхности амортизатора к фундаменту (щуп 0,3 мм не должен проходить), толщину выравнивающих шайб (не менее 0,5 мм и не более 20 мм) и их прилегание к опорной поверхности фундаментной рамы, а также к торцу амортизатора (щуп 0,1 мм не должен проходить на 2/3 периметра шайбы при незавернутых болтах).


Рис. 173. Виды крепления вспомогательных механизмов и электродвигателей на судовом фундаменте: а — на амортизаторах типа АКСС; б — на деревянных прокладках.

Вспомогательные нецентруемые механизмы и судовое оборудование без механического движения в некоторых случаях устанавливают на деревянных прокладках, изготовленных из твердых пород дерева (дуб, ясень, бук) и предварительно в течение 2—3 ч проваренных в олифе. Фундаменты в этом случае не обрабатывают, а только очищают от ржавчины и окалины и пригоняют к ним деревянные прокладки путем строжки последних. Зазор между прокладкой и фундаментом должен быть не более 1,5 мм. Пригнанные прокладки 3 (рис. 173,6) плотно прижимают к фундаменту 2 болтами, приваренными к опорной поверхности 1, а затем устанавливают механизм. Качество пригонки считается удовлетворительным, если зазоры между прокладкой и рамой механизма не превышают 0,5 мм на длине не более 200 мм. После этого через отверстия в лапах или раме механизма размечают отверстия, снимают механизм с фундамента, сверлят отверстия, прокрашивают прокладки суриком (или укладывают на фундамент и прокладку парусину, пропитанную суриком), снова ставят механизм на прокладки и закрепляют его болтами.

Таким же способом устанавливают на фундамент холодильный агрегат (или рефрижераторную установку), у которого все основные узлы: компрессор, электродвигатель, конденсатор и электроциркуляционный насос смонтированы на одной общей фундаментной раме, обладающей достаточной жесткостью. Для механизмов агрегата не требуется проверка центровки, поэтому качество прилегания рамы к прокладкам не оказывает существенного влияния на их работу.

Вспомогательные механизмы, теплообменные аппараты и оборудование без механического движения в некоторых случаях устанавливают на стальных выравнивающих прокладках толщиной не более 40 мм и даже непосредственно на фундамент. В первом случае прилегание опорных поверхностей проверяется щупом 0,3 мм — для механизмов и 0,5 мм — для теплообменных аппаратов. Во втором случае в зависимости от состояния опорной поверхности фундамента ее обрабатывают в одну плоскость, что нежелательно, или укладывают на нее парусиновую, резиновую либо другую прокладку, компенсирующую неровности опорной поверхности.

Судовое оборудование цилиндрической формы (баллоны, глушители и др.) часто крепят в вертикальном или горизонтальном положении с помощью хомутов и бугелей, укладывая под них парусиновые, асбестовые и резиновые прокладки.