§ 71. Монтаж якорных и швартовно-буксирных механизмов

Монтаж якорных механизмов, выполняемый слесарями-монтажниками, начинается с проверки и обработки судовых фундаментов с помощью переносных фрезерных станков. Фундаменты под якорные механизмы располагаются как на верхней палубе (для брашпиля и однопалубного шпиля), так и на двух палубах—верхней и нижней (для двухпалубного шпиля). В первом случае якорный механизм представляет собой агрегат и грузится на судно собранным вместе с приводом на одной фундаментной раме. Во втором случае на верхней палубе устанавливают только головку шпиля, а его привод и редуктор — на специальном фундаменте, расположенном на нижней палубе. Редуктор соединяют с головкой шпиля посредством вертикального баллера.

Монтаж брашпиля (см. рис. 124) заключается в погрузке, установке и закреплении его на судовом фундаменте с помощью стальных или деревянных выравнивающих прокладок и крепежных болтов. Электрический однопалубный шпиль (см. рис. 125) устанавливают непосредственно на судовой фундамент, используя в качестве прокладки парусину, пропитанную суриком. Электродвигатель шпиля может быть расположен как на верхней палубе, так и под палубой, поэтому его крепят в зависимости от расположения непосредственно на фундаменте или на стальных выравнивающих прокладках. Небольшие по размерам шпили часто устанавливают на деревянной подушке, пригнанной к судовому фундаменту. В последнее время для установки брашпилей и однопалубных шпилей стали применять прокладки из быстротвердеющей пластмассы.

Закончив монтаж шпиля (или брашпиля), начинают монтаж остальных узлов якорного устройства, производимый рабочими достроечного цеха. Он включает в себя следующие операции: монтаж привода отдачи коренного конца якорной цепи, зашивку цепного ящика, сборку, окраску и монтаж якорной цепи, якоря, деталей крепления якоря по-походному и т. д. Окончательная проверка качества работы якорного устройства производится в период швартовных и ходовых заводских испытаний судна.

Монтаж основных швартовно-буксирных механизмов (швартовные и буксирные шпили, лебедки и др.) выполняют следующими способами: установкой непосредственно на фундамент на прокладке из парусины, пропитанной суриком, или на прокладках из быстротвердеющей пластмассы.