Подруливающие устройства

Подруливающим устройством (ПУ) называется вспомогательный рулевой орган, значительно улучшающий маневренные качества судна, особенно на малых ходах и при отсутствии хода (например, при швартовке судна). Наиболее эффективно применение Г1У при скорости хода около двух-трех узлов и менее, поэтому ПУ устанавливают обычно на паромах, пассажирских, нефтеналивных, промысловых и исследовательских судах. Подруливающие устройства не взаимодействуют с гребным винтом судна и являются совершенно самостоятельным средством управления.

По размещению в корпусе судна ПУ подразделяются на встроенные, вынесенные за габариты корпуса и выдвижные, а по длине судна — на носовые и кормовые. Наибольшее распространение на судах в настоящее время получили носовые ПУ туннельного типа (рис. 116). Характерным для этих ПУ является расположение винта (или крыльчатого движителя) с независимым приводом в сквозном туннеле (трубе) прямой или изогнутой формы, выполненном в носовой части корпуса судна. При работе винта струя забортной воды отбрасывается в сторону правого или левого борта, создавая реактивный упор на корпус судна. Направление отбрасываемой струи регулируется заслонками.


Рис. 116. Схема подруливающего устройства туннельного типа.