§ 4. Понятие о наборе корпуса судна

Набор корпуса состоит из продельных и поперечных балок (связей) различного профиля, имеющих своеобразную форму и образующих каркас судна. Совместно с наружной обшивкой, продольными и поперечными переборками набор корпуса судна обеспечивает ему необходимую прочность и жесткость. Различают три основных системы набора (рис. 4): продольную, при которой основу набора составляют неразрезные балки, расположенные вдоль корпуса судна, а поперечные балки находятся на значительном расстоянии одна от другой;
поперечную, если основу набора составляют неразрезные балки, расположенные поперек корпуса судна, а продольных балок меньше, чем поперечных;
продольно-поперечную (смешанную), когда днище и палубу судна набирают по продольной системе, а борта и переборки — по поперечной системе набора. Смешанную систему набора применяют в основном на наливных и сухогрузных транспортных судах, а также на военных кораблях.


Рис. 4. Схемы систем набора корпуса судна: а — продольная; б — поперечная.

1 — поперечные связи; 2 — киль; 3 — продольные связи.

Таким образом, все основные связи корпуса судна можно разделить на продольные и поперечные. К продольным связям относятся: обшивка корпуса, настил палуб и платформ, настил второго дна, продольные переборки, продольные днищевые, бортовые и подпалубные балки. К поперечным связям можно отнести: обшивку корпуса, настилы палуб, днища и второго дна, поперечные переборки и все поперечные балки. Ниже перечисляются все основные продольные и поперечные балки, составляющие набор корпуса судна (рис. 5).


Рис. 5. Набор корпуса судна.

Продольные балки. Киль тянется по днищу судна в ДП от форштевня до ахтерштевня. Различают вертикальный киль 12, состоящий из непрерывных вертикальных листов, сваренных между собой, и горизонтальный киль 11, представляющий собой лист наружной обшивки, расположенный в районе ДП по всей длине судна.

Стрингер состоит из сваренных между собой листов или профилей, поставленных по возможности перпендикулярно к обшивке. Различают днищевые 10, бортовые 6, скуловые 9 и палубные 3 стрингеры, так как они тянутся вдоль судна по днищу, под настилом палуб и т. д. Днищевые стрингеры обычно обозначают порядковыми номерами от ДП к бортам. Палубным стрингером называют крайний лист палубного настила, соединяемый с бортом сваркой при помощи угольника.

Карлингс — профильная балка, проходящая вдоль судна под настилом палубы. Количество карлингсов 1 зависит от назначения судна и конструкции его палубы.

Поперечные балки. Шпангоут — сварная или профильная поперечная связь, обеспечивающая прочность и устойчивость бортов. Различают простые (холостые) 5 и рамные 7 шпангоуты. Холостые шпангоуты изготовляют из катаных профилей, а рамные— из листовой, профильной и полосовой стали. Расстояние между двумя соседними шпангоутами называют шпацией.

Флор — сварная или профильная поперечная связь, обеспечивающая прочность и устойчивость днища. По конструкции флоры 8 разделяют на проницаемые, непроницаемые и бракетные. Проницаемые флоры имеют вырезы 13, предназначенные для проходов и для облегчения конструкции.

Бимс — поперечная связь, расположенная под палубой. Бимсы разделяют на холостые 15 и рамные 2.

Шпангоуты правого и левого борта, флор и бимс, соединенные сваркой, образуют поперечную раму набора корпуса судна.

Пиллерс 14 — вертикальная стойка, предназначенная для восприятия вертикальной нагрузки от палуб, платформ и других вышележащих горизонтальных перекрытий и передачи ее на нижележащие палубы или днище судна.

Кница 4 — листовая деталь, соединяющая ребра смежных конструкций, расположенных под углом друг к другу, например бимс-шпангоут, флора-шпангоут и т. д. В зависимости от расположения кницы называют: кница бимса, шпангоутная кница,
скуловая кница и т. д.