§ 12.   Понятие об агрегатировании котлов

Агрегатированием называется создание таких конструкций оборудования, когда совместно работающие и тесно связанные между собой по характеру работы механизмы, аппараты и устройства собраны в один агрегат и смонтированы в одном корпусе, на общей фундаментной раме или на одном каркасе. Основным условием агрегатирования является высокая цеховая готовность агрегата, т. е. возможность сборки крупных узлов и проведения стендовых испытаний агрегата в цехе перед погрузкой его на судно, недопустимость какой-либо дополнительной проверки и регулировки перед запуском агрегата после монтажа на судне.

Применительно к судовым паровым котлам агрегатирование до последнего времени было затруднительно, что объясняется большими габаритами и весом, недостаточной жесткостью корпуса и необходимостью выполнения кирпичной кладки топки котлов после монтажа на судне. В настоящее время агрегатирование осуществлено на практике только для вспомогательных котлов небольшой паропроизводительности (до 10 т/ч). Примером может служить вспомогательный котлоагрегат (рис. 21), у которого на корпусе и раме смонтирован щит автоматики управления горением и питанием, насосы, теплообменные аппараты, арматура и все приборы, необходимые для работы котла.


Рис. 21. Вспомогательный котлоагрегат. 1 — котел; 2 — регулятор питания; 3 — форсуночный насос; 4 — реле давления пара; б — рама; б — питательный насос; 7 — реле давления топлива; 8 — регулятор перепада давления топлива; 9 — регулятор давления пара; 10 — электровентилятор

Главные судовые котлы современных марок при той же производительности, что и ранее, имеют значительно меньшие вес и габариты, принципиально новый трубный контур, подачу воздуха непосредственно в топку котла с увеличенным напором воздуха до 8000—10000 кн/м2 (800—1000 мм вод. ст.). В этих котлах уменьшены размеры топки, отсутствует поддон. Конструктивные преобразования позволили повысить агрегатность котлов и производить все работы по сборке котла в цехе, включая кладку кирпича в топке и изоляцию котла. Кроме того, монтаж таких котлов обычно ведется на переходных рамах или переходных частях фундамента, что также позволяет производить часть монтажных работ в цехе.