§ 8. Расположение на судне валопровода, его назначение и состав

Валопровод является одним из наиболее ответственных узлов в общем комплексе судовой энергетической установки. Основное назначение валопровода — передавать крутящий момент от главного двигателя гребному винту, а также воспринимать и передавать на корпус судна упорное давление, создаваемое гребным винтом.

Характер расположения и исправность валопровода обеспечивает маневренность и подвижность судна. Поэтому линия валопровода располагается в наиболее низкой кормовой части судна, очень часто защищается коридором гребного вала и имеет специальную защиту гребного винта. Суда обычно строят с одним или двумя (редко тремя) гребными винтами, поэтому на судне бывает соответствующее. количество линий валопровода. Для лучшей работы гребного винта валопровод одновинтового судна часто устанавливают с наклоном в корму на 4°. Бортовые валы двух- или трехвинтового судна имеют наклон не только в вертикальной плоскости, но и от ДП к борту (до 2°).

Длина валопровода зависит от размеров судна и места расположения главных двигателей. На крупных судах с расположением главной машинной установки в середине судна длина валопровода достигает 100 м и более; при расположении главного двигателя в кормовой части судна длина валопровода резко уменьшается, хотя и остается значительной в связи с характером кормовых обводов корпуса судна. Поэтому линию валопровода составляют из отдельных валов, жестко соединенных с необходимой точностью.


Рис. 11. Судовой валопровод.

Составляющие валопровод валы, начиная от главного двигателя, располагаются в следующем порядке (рис. 11): упорный 17, промежуточные 11 и гребной 3 с гребным винтом 1. Опорами промежуточных валов служат опорные подшипники 10 и 12, а гребного вала — подшипники дейдвудной трубы 6 и кронштейны 2. Дейдвудная труба носовой частью крепится в наклепыше 8, кормовой — в мортире 4, а ее средняя часть лежит в опорных кольцах 5 и 7. Для обеспечения водонепроницаемости на носовой части дейдвудной трубы установлен дейдвудный сальник 9, а на переборках в местах прохода валопровода — переборочные сальники 16. Упорный вал 17 соединен с главным двигателем 19 при помощи главного упорного подшипника 18. В дополнение к нему на многих судах устанавливают вспомогательный упорный подшипник 15, о назначении которого будет сказано в § 25. На случай экстренного торможения валопровода предусмотрен тормоз 14. Для определения мощности, передаваемой от главного двигателя на вал, служит торсиометр 13.