§ 67. Разметка и расточка опор линии валопровода

Определение оси валопровода с помощью светового луча было рассмотрено ранее в § 63; там же были даны способы центровки оптических приборов по оси вала двигателя, установленного по точкам плазовой разметки оси валопровода. При помощи оптических приборов и мишеней можно всегда найти на переборках, торцах мортиры и кронштейна гребного вала световые точки, соответствующие точкам теоретической оси валопровода. Кроме того, используя оптические приборы, можно непрерывно наблюдать за поведением корпуса судна при стыковании блок-секций на стапеле, при погрузке механизмов и других работах, что позволяет предупредить возможное отклонение оси валопровода от прямолинейности. Учитывая, что корпус судна под воздействием солнечных лучей деформируется, определение оси валопровода (любым способом) чаще всего производят ночью. При этом последовательно совмещают перекрестие прибора 2 с перекрестиями мишеней, начиная от мишени 4 шергеня, установленной за кормой судна, до мишени 3 на кормовой переборке машинного отделения (рис. 174). После сдачи установки мишеней ОТК из центра каждой мишени наносят две концентрические окружности на закрашенной поверхности около мишени. Одна окружность служит ориентиром для расточки, а другая является контрольной. Контрольную окружность прокернивают глубокими кернами. Контрольную окружность наносят также и на носовой переборке машинного отделения для проверки положения оси вала главного двигателя 1 и для целей ремонта.


Рис. 174. Определение теоретической оси валопровода с помощью оптических приборов.

После нанесения окружностей снимают мишени, устанавливают за кормой судна переносный расточный станок (см. рис. 153) и выверяют его борштангу 8 по контрольным окружностям, нанесенным в местах расточки, например, на кронштейне гребного вала и на приварыше переборочного сальника, для чего используют рейсмус с угловым основанием. Рейсмус ставят так, чтобы его острие находилось на контрольной окружности. Если при проворачивании борштанги на 360° острие рейсмуса будет находиться на этой окружности, значит борштанга установлена правильно.

Закрепив на борштанге резцовые головки, выверяют их и приступают к расточке. Расточка отверстий разбивается на два этапа: обдирку и окончательную расточку. Обдирку производят обычно в несколько проходов, проверяя рейсмусом положение борштанги относительно растачиваемого отверстия после каждого прохода. Режимы резания при этой операции следующие: скорость резания 15—20 м/мин при подаче 0,8—1,2 мм/об и глубине резания до 12 мм.

Окончательную расточку производят за один проход при повышенной скорости резания — до 80 м/мин, малой глубине резания — не более 2 мм и подаче около 1 мм/об. Последнюю чистовую стружку снимают в направлении запрессовки втулок, чтобы избежать обратной конусности, затрудняющей запрессовку.

В зависимости от расположения растачиваемых отверстий по длине борштанги устанавливают от одной до трех резцовых головок, причем каждая головка имеет два резца, расположенных под углом 180° и несколько смещенных один относительно другого по оси борштанги. Такое расположение резцов повышает качество расточки, так как двухрезцовая головка работает более спокойно.

После расточки этим же станком подрезают торцы яблока ахтерштевня, кронштейна, мортиры и приварыша, а также притачивают различные буртики, предусмотренные чертежом. При этом на борштанге станка устанавливают другую резцовую головку и резцы. В некоторых случаях операции расточки и подрезки торцов удается совместить.

По окончании расточных работ штихмасом замеряют диаметры отверстий и по этим замерам производят обточку посадочных поверхностей дейдвудных труб (при небольшой их длине и весе), а также втулок кронштейнов и мортир. Одновременно растачивают отверстия втулок, имеющих заранее набранные планки из антифрикционного материала (см. рис. 88,б), по размерам диаметра гребного вала с учетом водяного зазора.

Обработанные на станках втулки поступают на запрессовку в расточенные отверстия. Запрессовку дейдвудной трубы и втулок осуществляют с помощью длинных резьбовых тяг, талей и специальных гидравлических домкратов с усилием 120—200 т. Выпрессовка втулок в случае необходимости производится с помощью специальных приспособлений (рис. 175).


Рис. 175. Приспособления для запрессовки (а) и выпрессовки (б) втулок дейдвудной трубы.

Перспективно применение разъемных втулок, что значительно ускоряет и упрощает процесс их запрессовки. В настоящее время разъемные втулки применяют лишь на судах малого и среднего водоизмещения.