Сечения и главные размерения судна

Корпус судна при изображении на чертеже разделяют тремя взаимно перпендикулярными плоскостями (рис. 2):
диаметральной плоскостью III (ДП) — вертикальной продольной плоскостью симметрии теоретической поверхности корпуса, разделяющей корпус судна на две симметричные части — правый и левый борт, если смотреть от кормы в нос судна;
плоскостью мидель-шпангоута II (обозначается Ж) — вертикальной поперечной плоскостью, проходящей посередине Длины судна, на базе которой построен теоретический чертеж; эта плоскость делит судно на две несимметричные части — носовую и кормовую;
плоскостью ватерлинии IV — горизонтальной плоскостью, совпадающей с поверхностью воды, разделяющей судно на две несимметричные части — подводную и надводную.


Рис. 2. Сечения и главные размерения корпуса судна.

1 — палубная линия; 2 — бортовая линия; 3 — правый борт; 4 — верхняя палуба; 5 — надводная часть судна; 6 — левый борт; 7 — подводная часть судна; 8 — днище; 9 —килевая линия.

При плавании судна в нормальном состоянии на тихой воде его ДП всегда вертикальна, а плоскости мидель-шпангоута и ватерлинии перпендикулярны к ДП.

Ватерлиния (ВЛ) — линия пересечения теоретической поверхности корпуса горизонтальной плоскостью.

Различают конструктивную, грузовую и расчетную ватерлинии.

Конструктивная ватерлиния (КВЛ) — ватерлиния, принятая в основу построения теоретического чертежа и соответствующая полученному предварительным расчетом полному водоизмещению кораблей.

Грузовая ватерлиния (ГВЛ) — кривая пересечения поверхности судна горизонтальной плоскостью, совпадающей с поверхностью воды при плавании судна в полном грузу. У морских транспортных судов КВЛ и ГВЛ, как правило, совпадают.

Расчетная ватерлиния — ватерлиния, соответствующая осадке судна, для которой определяются его характеристики.

Линия пересечения ДП с днищевой частью теоретической поверхности корпуса называется килевой линией I, которая в носовой и кормовой частях судна переходит в линии очертания оконечностей. Их различные формы показаны на рис. 3.


Рис. 3. Очертания носовой (I) и кормовой (II) оконечностей судна.

I — форштевни: а — закругленный в подводной части; б — со срезом в подводной части; в — наклонный; е — ледокольный; II — ахтерштевни: д — обыкновенный со свесом; е — крейсерский; ж — транцевый; з — ледокольный.

Основная плоскость — горизонтальная плоскость, проходящая через нижнюю точку теоретической поверхности корпуса без выступающих частей. Линия пересечения основной и диаметральной плоскостей называется основной линией (ОЛ).

Главными размерениями судна являются: длина, ширина, осадка и высота борта.

Длина по конструктивной ватерлинии (Lквл, м) — расстояние, измеренное в плоскости конструктивной ватерлинии между точками пересечения ее носовой и кормовой частей с диаметральной плоскостью.

Длина наибольшая (Lнб, м) — расстояние, измеренное в горизонтальной плоскости между крайними точками носовой и кормовой оконечностей корпуса (включая концевые надстройки) без выступающих частей.

Ширина по конструктивной ватерлинии (Вквл, м) — наибольшее расстояние, измеренное между теоретическими поверхностями бортов перпендикулярно диаметральной плоскости на уровне конструктивной ватерлинии.

Осадка (Т, м) — вертикальное расстояние, измеренное в плоскости мидель-шпангоута от основной плоскости до плоскости конструктивной ватерлинии или расчетной ватерлинии осадки. Если осадка судна носом (Тн) равна осадке кормой (Тк), то говорят, что «судно сидит на ровный киль»; если Тн не равна Тк — «судно имеет дифферент» (на нос, когда Тн>Тк, и на корму, когда Тк>Тн). Контроль за осадкой судна производится по маркам углубления, нанесенным на корпусе судна в носовой части в районе мидель-шпангоута и в корме римскими и арабскими цифрами.

Высота борта (H, м) — вертикальное расстояние, измеренное в плоскости на мидель-шпангоуте от горизонтальной плоскости, проходящей через точку пересечения килевой линии с плоскостью мидель-шпангоута до бортовой линии верхней палубы.

Надводный борт (F, м) — это разность между высотой борта и осадкой.