§ 39. Шлюпочное устройство

Рассмотрим устройства для крепления шлюпок, некоторые конструкции шлюпбалок и шлюпочные лебедки.

Найтовами называются снасти, предназначенные для надежного походного крепления шлюпки на палубных кильблоках и полностью исключающие перемещение шлюпки, вызываемое качкой судна или другими причинами. Найтовы изготовляют из стальных тяг или из стальных тросов. В состав найтовов должны обязательно входить соединения, позволяющие быстро освободить шлюпку: глаголь-гак или другое разъемное устройство, а кроме того, винтовые и тросовые талрепы для выбирания слабины. На рис. 128 показано крепление шлюпки на палубе с помощью найтовов.


Рис. 128. Виды крепления шлюпок с помощью найтовов.

Шлюпбалки, применяемые на судах, бывают различных конструкций, но их можно разделить на три основных типа: поворотные (или радиальные), заваливающиеся и гравитационные.

Поворотные шлюпбалки на современных судах встречаются редко и служат в основном для спуска за борт рабочих шлюпок небольших размеров. Вываливание таких шлюпбалок за борт производится вручную путем поворота вокруг их вертикальных осей.

Заваливающиеся шлюпбалки (рис. 129) применяют для спасательных шлюпок весом не более 2300 кг на пассажирских и сухогрузных судах любых размеров и на нефтеналивных судах среднего водоизмещения. При наличии таких шлюпбалок шлюпки крепят как на палубных кильблоках (рис. 129, а, б, г), так и без них (рис. 129, в). Для спуска шлюпки на воду стрелы шлюпбалок вываливают за борт, поворачивая их вокруг горизонтальной оси нижней пятки при помощи винтового механизма, состоящего из гайки-муфты и длинного телескопического винта.


Рис. 129. Основные типы заваливающихся шлюпбалок: а — обычная; б — смещенная к борту; в — S-образная; г — серповидная.

Гравитационные шлюпбалки наиболее широко применяются на современных судах для шлюпок любого размера и назначения. Основное преимущество таких шлюпбалок заключается в возможности автоматического вываливания за борт после освобождения от креплений под действием только силы тяжести, без затраты мускульной или механической энергии. Кроме того, сам процесс вываливания происходит значительно быстрее, чем у других видов шлюпбалок. Все гравитационные шлюпбалки можно подразделить на две основные группы: скатывающиеся и откидывающиеся. У скатывающихся гравитационных шлюпбалок (рис. 130) стрела перемещается по направляющим станины на роликах, изменяя при этом свой вылет и вываливая шлюпку.


Рис. 130. Скатывающаяся гравитационная шлюпбалка. 7 — стопор; 2 — лебедка; 3 — направляющая станина; 4 — ролики; 5 — трос; 6 — шлюпка; 7 — рог стрелы; 8 — стрела; 9 — кильблок.

Откидывающиеся, или шарнирные, гравитационные шлюпбалки обеспечивают вываливание шлюпки за счет поворота вокруг оси шарнира, расположенного на палубе. Различают одно- и двухшарнирные откидывающиеся шлюпбалки. Разновидностью шарнирных шлюпбалок является скользящая шлюпбалка (см. рис. 16). У всех шлюпбалок шлюпки не устанавливаются на кильблоках, а подвешиваются на стреле и закрепляются найтовами аналогично закреплению шлюпок на палубе с помощью разъемного устройства (см. рис. 128, а).

Шлюпочные лебедки по конструкции ничем не отличаются от швартовных или буксирных лебедок, только значительно меньше их по габаритам. По типу привода шлюпочные лебедки бывают ручные и механические. Механические лебедки в свою очередь подразделяют на безмоторные и приводные. Безмоторные лебедки имеют два тросовых барабана, на которые навиваются лопари шлюпбалок, и третий вспомогательный барабан с тросом, навиваемым на швартовный барабан грузовой или швартовной лебедки, брашпиля или шпиля. Такие лебедки применяются на небольших грузовых судах. Для шлюпочных лебедок используют, как правило, электрический привод (реже гидравлический). Обычно каждая пара шлюпбалок обслуживается одной лебедкой, тросовый барабан которой разделен на две части. Для лебедок с механическим приводом обязательно предусматривают резервный и вспомогательный ручные приводы.