§ 38. Швартовное, буксирное и грузовое устройства

К механизмам швартовного, буксирного и грузового устройств относятся швартовные шпили, швартовные грузовые и буксирные лебедки, палубные краны, грузовые механизмы непрерывного действия.

Наряду с якорными шпилями, используемыми для выполнения отдельных швартовных операций, на некоторых судах ставят также специальные швартовные шпили. Они могут быть ручными и электрическими, однопалубными, двухпалубными и безбаллерными. Ручные шпили применяют только на малых судах и катерах. Электрический однопалубный шпиль (рис. 126, а) аналогичен по конструкции якорному шпилю и лишь не имеет цепной звездочки. В отличие от него безбаллерный шпиль (рис. 126, б) не имеет вертикального баллера в головке шпиля, а место баллера занимает приводной электродвигатель 1. Приводом швартовного барабана 4 служит планетарная зубчатая передача 3, размещенная в основании шпиля (станина 2). Отсутствует также соединительная муфта 5, имеющаяся у однопалубного шпиля.


Рис. 126. Электрические швартовные шпили: а — однопалубный; б — безбаллерный.

Судовые швартовные лебедки делятся на обыкновенные и автоматические, которые широко применяются на современных крупнотоннажных судах, особенно на танкерах, на судах для массового и навалочного грузов и т. д. Автоматические швартовные лебедки по типу привода подразделяют на паровые, электрические и электрогидравлические. Наибольшее применение имеет паровой привод, особенно для нефтеналивных судов. Автоматические лебедки снабжаются устройствами, предназначенными для гашения инерции судна при подходе к причалу, предохраняющими трос от разрыва и т. д.

Буксирные лебедки устанавливают на буксирных судах и ледоколах. По назначению они подразделяются на основные и вспомогательные, а по принципу действия — на лебедки простого действия и автоматические. Для лебедок всех видов применяется паровой или электрический привод; последний получил наибольшее распространение.

Основные буксирные лебедки используются непосредственно для буксировки судов, а вспомогательные — для выполнения операций по подаче или выбиранию буксирных тросов или тросов-проводников. Кроме того, вспомогательные лебедки часто используются при швартовках судна.

Грузовые лебедки предназначены только для обслуживания грузовых стрел и поэтому располагаются вблизи от них на палубе судна. Широкое применение на современных судах нашли грузовые электрические лебедки, которые значительно экономичнее и удобнее паровых в эксплуатации. Конструкция грузовой электрической лебедки (рис. 127) незначительно отличается от конструкции швартовной или буксирной лебедки.


Рис. 127. Грузовая электрическая лебедка.

1 — фундамент; 2 — стойка; 3 — контроллер управления; 4 — электродвигатель; 5 — педально-ленточный тормоз; 6 — электромагнитный тормоз; 7 — соединительная эластичная муфта; 8, 9— зубчатые колеса; 10 — турачки; 11 — грузовой барабан; 12 — грузовой вал; 13 — диск ленточного тормоза; 14 — кулачковая полумуфта.

Палубные краны представляют собой комплекс механизмов, скомпонованных на одном фундаменте. Грузовые краны делятся на неперемещающиеся и перемещающиеся по палубе. Большинство неперемещающихся по палубе кранов имеет три рабочих движения: вертикальное перемещение груза, поворот крана и изменение вылета стрелы (изменение угла наклона стрелы).

Устройство палубного неперемещающегося крана типа Ю-17 было показано на рис. 15. Закрепление такого крана осуществляется при помощи колонны 1, проходящей от верхней до нижележащей палубы. Колонна, ее опора 2 и платформа 3 представляют собой прочную основу крана. Платформу вместе с размещенными на ней механизмами располагают как можно ниже, так как она в основном определяет положение центра тяжести крана. Верхняя часть колонны крана выполняет функции мачты: на ней размещены блоки топенантных талей. Основание грузовой стрелы 7 крепится шарнирно к платформе 3, а на верхнем конце стрелы располагаются грузовой блок, подвеска 8 и грузовая скоба 9. Перемещение груза в радиальном и вертикальном направлениях при изменении вылета стрелы крана обеспечивается самостоятельными лебедками механизмов 5 и б, а вращение крана осуществляется специальным механизмом 4, основными элементами которого являются зубчатый венец, укрепленный на жестком неподвижном фундаменте, ведущая шестерня и электродвигатель.

Наиболее распространенные грузовые механизмы непрерывного действия — ленточные и цепные транспортеры, которые представляют собой бесконечную движущуюся ленту, предназначенную для перемещения однообразных грузов горизонтально или с небольшим наклоном, и элеваторы. Последние в отличие от транспортеров перемещают грузы в направлении, близком к вертикальному. На современных судах транспортеры и элеваторы вытесняются пневматическими и гидравлическими перегружателями. Основными элементами перегружателей являются: насос, засасывающее сопло, трубопровод, приемное устройство, осуществляющее отделение груза от воздуха (или воды), и разгрузочный механизм, по которому груз покидает устройство, не нарушая вакуума.