Соединительные муфты

Соединение промежуточных валов между собой, а также промежуточного вала с дейдвудным, производится при помощи обычного фланцевого соединения, выполненного заодно с валом (для судов малого водоизмещения); специальных шпоночных муфт, насаживаемых на концы валов; бесшпоночных муфт и полумуфт, напрессовываемых на концы валов гидропрессовым способом.

Бесшпоночное соединение промежуточных валов (рис. 85) осуществляется при помощи полумуфт 1, устанавливаемых с натягом на конусные концы 5 валов гидравлическим способом. Полумуфты 1 соединяют затем болтами 2 через конусные отверстия. Резьбовые отверстия 3 и 6 и кольцевые выточки 7 служат для подачи масла под давлением около 12-104 кн/м2 (1200 кгс/см2) в микро-зазоры между конусом вала и внутренней поверхностью полумуфт. Резьбовые отверстия 4 предназначены для крепления съемного приспособления.


Рис. 85. Соединение валов при помощи бесшпоночных муфт.

Для соединения вала двигателя с валопроводом применяют обычно специальные муфты: гидравлические, электромагнитные и шинно-пневматические.

Гидравлические муфты состоят из двух полумуфт. На валу двигателя устанавливают полумуфту, разделенную радиальными и концентрическими перегородками на ряд камер. Вторую полумуфту располагают на присоединяемом валу. Между полумуфтами имеется небольшой зазор; их помещают в общий неподвижный кожух, внутрь которого подают под давлением воду или масло. Во время вращения вала двигателя жидкость, заполняющая камеры обеих полумуфт, приобретает вращательное движение в камерах, заставляя вращаться полумуфту, установленную на примыкающем валу валопровода, а следовательно, и сам валопровод.

Электромагнитные муфты также состоят из двух полумуфт, из которых одна, внутренняя, жестко соединенная с валом двигателя, является короткозамкнутым ротором, а вторая, посаженная на присоединяемый вал, представляет собой диск с ободом, на котором установлены электромагнитные и контактные кольца. Между полумуфтами имеется небольшой зазор, поэтому, когда вал двигателя начинает вращаться, короткозамкнутая обмотка полумуфты-ротора пересекает магнитное поле, образуемое электромагнитами наружной полумуфты при подводе к ним тока через контактные кольца; в обмотке индуктируется электродвижущая сила и возникают токи, которые, взаимодействуя с магнитным полем, создают вращающий момент.

Шинно-пневматические муфты служат не только для соединения и разъединения вала двигателя с валопроводом, но и для других соединений последнего. Ведущая часть муфты представляет собой стальной барабан, жестко соединенный с валом двигателя. Наружная цилиндрическая поверхность барабана является фрикционной поверхностью муфты. Ведомая часть муфты, соединенная с валом, состоит из диска и обода со съемной шиной, представляющей собой замкнутую камеру, изготовленную из резины. На внутренней поверхности шины установлены фрикционные колодки, охватывающие наружную поверхность ведущего барабана таким образом, что между нею и колодками образуется небольшой зазор. Воздух подается в камеру, раздувает ее, прижимает фрикционные диски к наружной поверхности барабана, создавая силу трения, необходимую для вращения валопровода.