§ 74. Спуск судна на воду

После выполнения основных монтажных работ (установка главных и вспомогательных механизмов, предварительный монтаж линии валопровода, рулевого устройства и т. д.) судно считают готовым к спуску на воду. В практике современного судостроения существуют три основных способа спуска судна: кормовой— для судов большого и среднего водоизмещения; при помощи док-камеры — для судов среднего и малого водоизмещения; бортовой— для судов малого водоизмещения. Применение того или иного способа зависит не только от водоизмещения судна, но и от территории и акватории судостроительного завода, насыщенности территории завода цехами, расположения монтажных и достроечных цехов по отношению к акватории, мощности стапельных кранов, протяженности подъездных путей и т. д.

Кормовой спуск, наиболее широко применяемый, заключается в следующем. Судно строится в горизонтальном положении кормой к воде, на слегка наклоненном открытом стапеле, нижняя часть которого уходит в воду. Поддерживают судно специальные кильблоки, жестко соединенные при помощи обухов с его корпусом и имеющие в качестве нижних опор прочные деревянные салазки. По достижении готовности судна к спуску на наклонные направляющие поверхности стапеля (склизы), выполненные из дерева, обильно наносят насалку — специально приготовленную смазку, уменьшающую трение полозьев салазок. После отдачи куркового устройства, удерживающего судно, оно начинает медленно скользить к воде, все время набирая скорость, входит в воду и по инерции движется кормой вперед, пока не будет брошен носовой якорь. На судне во время спуска находится часть сдаточной команды, которая держит наготове якорное устройство и помогает команде заводского буксира отвести судно к причальной стенке, где оно проходит окончательную достройку и испытания.

Спуск судна в док-камеру заключается в том, что судно строится в закрытом эллинге на специальных кильблоках — тележках, установленных на рельсовом пути. Когда судно готово к спуску, его выводят из эллинга по рельсовому пути с помощью лебедок в док-камеру. Док-камера представляет собой отделенную от акватории стенками и водонепроницаемыми воротами камеру, воду из которой удаляют мощными насосами. По окончании всех работ ворота постепенно открывают, док-камера заполняется водой, судно всплывает и своим ходом идет на испытания.

Бортовой спуск судна применяется реже, чем первые два способа. Судно строится на открытом наклонном стапеле бортом к воде. Как и при кормовом спуске, его крепят на кильблоках, имеющих салазки, но поверхности скольжения не уходят под воду, а заканчиваются у кромки пирса (причальной стенки). Дальнейшим продолжением стапеля являются наклонные плоскости, соединенные с ним шарнирно и расположенные на плашкоуте — металлической барже, разделенной водонепроницаемыми перегородками на ряд отсеков. Каждый отсек в отдельности может быть заполнен водой для создания необходимого крена плашкоута. При спуске на воду судно скользит бортом к воде по наклонному стапелю, затем по наклонным плоскостям плашкоута и с небольшим креном входит в воду. В течение всего периода движения по стапелю и направляющим плашкоута судно остается в вертикальном положении и только при сходе с плашкоута получает естественный крен. При бортовом спуске сдаточная команда на судне отсутствует, поэтому судно приходится «ловить» с помощью буксира.

При любом спуске судна на воду кильблоки или тележки, прикрепленные к его корпусу, отсоединяют, когда судно отбуксируют к причальной стенке или заводской набережной.