Глава IV. Судовой валопровод и его основные элементы

§ 25. Конструкция и назначение узлов валопровода

Валопровод является одним из наиболее ответственных узлов в общей системе энергетической установки судна и служит для передачи на гребной винт (движитель) крутящего момента от главной машины (двигателя).

Валопровод состоит из отдельных валов, жестко соединенных с необходимой точностью между собой и образующих один гибкий вал, опоры которого установлены на упругом основании днища судна. Основными узлами валопровода являются (см. рис. 11): гребной, дейдвудный и промежуточные валы; опорные, главный и вспомогательный упорные подшипники; гребные винты, соединительные муфты и тормоз валопровода; дейдвудное устройство.

Гребной, дейдвудный и промежуточные валы. Гребной вал является концевым валом линии валопровода и располагается или в дейдвудной трубе, или в специальном кронштейне за ахтерштевнем. Кормовой конец гребного вала выполняется конусным, на него напрессовывается движитель судна — гребной винт, имеющий посадочное конусное отверстие. Носовой торец гребного винта упирается в центрующий бурт гребного вала, а к кормовому торцу
плотно прижимается гайка-обтекатель, навертываемая на резьбовой конец гребного вала.

Носовой конец гребного вала с помощью муфты соединяется с первым промежуточным валом, а при большой длине гребного вала — с дейдвудным. Различные конструкции гребных валов показаны на рис. 76. Тяжело нагруженный гребной вал (рис. 76, а) имеет три рабочие шейки для опорных подшипников; шейки, облицованные бронзовыми рубашками, располагаются соответственно в двух подшипниках дейдвудной трубы и в подшипнике кронштейна. Менее нагруженный, но имеющий значительную длину, вал (рис. 76, б) состоит из двух валов — гребного и дейдвудного. Соединение гребного и дейдвудного валов часто осуществляется с. помощью двух конусов: наружного — на носовом конце гребного вала и внутреннего — в специально утолщенной части кормового конца дейдвудного вала. Установка специальной чеки и плотная посадка конусов обеспечивают совместную работу обоих валов без проворачивания в конусном соединении.


Рис. 76. Конструкции гребного вала: а — тяжело нагруженный; б — вал большой длины; в — гребной вал одновинтового судна.

Гребной вал одновинтового судна, расположенный в диаметральной плоскости (рис. 76, в), имеет две опорные шейки, которые располагаются в подшипниках дейдвудной трубы.

Промежуточные валы (рис. 77) отковывают заодно с соединительным фланцем и изготовляют обычно пустотелыми. Когда в качестве промежуточных валов применяют роликовые подшипники, валы имеют съемные муфты для соединения между собой.


Рис. 77. Конструкция промежуточного вала.