§ 42. Судовые электрические сети

Судовые электрические сети по назначению подразделяют на силовые, основного электрического освещения, аварийного освещения, низковольтного освещения, слабого тока и др.

Силовая электрическая сеть состоит из отдельных цепей (фидеров), идущих от главного распределительного щита либо непосредственно к электродвигателям механизмов, либо ко вторичным распределительным (групповым) щитам, называемым также подстанциями, и уже от них — к электродвигателям. Непосредственно от ГРЩ обычно питаются наиболее ответственные электродвигатели, такие как рулевой привод, шпиль, брашпиль, вентиляционные устройства, насосы машинно-котельных отделений и др. От вторичных распределительных щитов (подстанций) могут одновременно питаться несколько электродвигателей однородных механизмов и различные токоприемники.

Сеть основного электрического освещения разделяется по расположению фидеров на первичную и вторичную, а по назначению — на сеть рабочего и сеть бытового освещения. К первичной сети относятся фидеры, идущие от ГРЩ или подстанции освещения до групповых осветительных щитов, а ко вторичной сети — от групповых щитов к приемникам тока.

Сеть рабочего освещения включает в себя фидеры и светильники, предназначенные для освещения жизненно важных участков судна (посты управления главными и вспомогательными механизмами, распределительные щиты, пульты управления рулевой и штурманской рубок, навигационные приборы, мачтовые сигнальные огни, прожекторы и др.). Сеть бытового освещения предназначена для подвода электроэнергии к светильникам жилых, служебных и бытовых помещений судна. Обе эти сети основного освещения являются вторичными, так как получают питание от главного электроагрегата через ГРЩ, подстанцию освещения и групповые щиты.

Сеть аварийного освещения получает питание от аварийного электрогенератора (иногда от аккумуляторных батарей) через аварийную электростанцию и служит для освещения наиболее важных участков судна в случае выхода из строя основной сети освещения.

Сеть малого аварийного освещения, как правило, питается от аккумуляторных батарей и служит для кратковременного (не менее 3 ч) освещения основных постов управления судном и его энергетической установкой, выходов из машинно-котельных отделений, помещения аварийной электростанции, штурманской рубки и судовой радиостанции, коридоров жилых и служебных помещений, шлюпочной палубы и т. д.

Сеть низковольтного (не более 24 в) переносного освещения служит для питания переносных ламп, используемых при осмотрах темных отсеков, цистерн, паровых котлов, механизмов и т. д.

Сеть слабого тока служит для питания радиостанции, телефонной связи, телеграфа, пожарной и другой подобной сигнализации.

В качестве проводников тока для судовых электрических сетей используют изолированные провода, шнуры и специальный водозащитный кабель. Каждый изолированный проводник состоит из проводящей ток медной жилы (одной или нескольких), изоляции и защитного покрова, предохраняющего проводник с изоляцией от механических повреждений и воздействия окружающей среды. В отличие от провода шнур состоит не из одного, а из нескольких соединенных вместе изолированных проводников; кабель, кроме того, имеет тяжелую резиновую или металлическую оболочку из ленточного железа или железной оцинкованной проволоки. В последнем случае кабель называется бронированным. Все проводники, объединенные в какой-либо фидер, укладываются на специальные корытообразные панели, выполненные из Мягкого листового железа.

В качестве источников света на судах применяют электрические лампы накаливания и люминесцентные лампы (так называемые лампы дневного света). Лампы монтируют в специальной защитно-направляющей арматуре, к которой относятся различные колпаки, абажуры, устройства для присоединения ламп к проводникам тока (патроны), для крепления или подвеса самой арматуры, светорассеивающие (они же защитные) стекла, отражатели и т. п. Совокупность источников света (ламп) и арматуры называется светильником.

На судах наибольшее распространение получили светильники открытого, защищенного и водонепроницаемого типов, а на некоторых специальных судах — взрывобезопасные светильники. Открытые светильники применяют для местного освещения (у зеркал, умывальников, в изголовьях коек), защищенные — для освещения жилых кают и судовых общественных помещений (салонов, кают-компаний, красных уголков), а брызгозащищенные — для освещения палуб, кладовых, камбузов, производственно-технических помещений и в качестве переносных ламп. К водонепроницаемым светильникам относятся отличительные и сигнальные огни (бортовые, топовые, гакобортные, клотиковые). На танкерах, газовозах, а также в аккумуляторных и других специальных помещениях обычных судов устанавливают взрывобезопасные светильники.

Кроме светильников, на судах широко используют мощные ламповые навигационные прожекторы с направленным лучом дальнего действия и прожекторы заливающего света, предназначенные для освещения больших пространств грузовых палуб и рабочих площадок на причалах в ночное время.