§ 32. Судовые вентиляторы

Вентиляторами называются вспомогательные механизмы, предназначенные для подачи к какому-либо объекту или перемещения внутри объекта воздуха при давлении, не превышающем 15 кн/ма (0,15 кгс/см2). По принципу действия и конструктивному оформлению вентиляторы подразделяются на центробежные и осевые, аналогично центробежным и осевым насосам. Центробежные вентиляторы выполняют обычно горизонтальными, а осевые — вертикальными. По назначению вентиляторы подразделяются на вдувные, вытяжные и ветрогоны. Вдувные (нагнетательные) вентиляторы предназначены для нагнетания воздуха в какое-либо помещение или устройство, вытяжные вентиляторы — для удаления воздуха из помещения или устройства наружу, а ветрогоны — для создания принудительной циркуляции воздуха без его замены.

По создаваемому давлению вентиляторы бывают низкого (до 1 кн/м2), среднего (от 1,0 до 3,0 кн/м2) и высокого (от 3,0 до 15,0 кн/м2) давления. По обслуживаемым объектам вентиляторы подразделяются на котельные, вентиляторы жилых и служебных помещений и вентиляторы погребов на специальных судах. Котельные вентиляторы (обычно центробежные) подают воздух в топки паровых котлов для улучшения сгорания топлива. В некоторых котельных установках применяют осевые вентиляторы, называемые дымососами, которые предназначены для отсоса газов из топок котлов и улучшения котельной тяги. Для вентиляции жилых и служебных помещений, а также трюмов используют вдувные и вытяжные вентиляторы центробежного и осевого типа с производительностью до 50 000 м3/ч при напоре от 0,5 до 2,0 кн/м2 (50— 200 мм вод. ст).

В качестве привода вентиляторов кроме электродвигателей, наиболее широко используемых на судах, применяют паровые турбины и машины. Центробежные вентиляторы, как и центробежные насосы, выполняют с лопастями, загнутыми вперед, так как вентиляторы с радиальными лопатками имеют большие габариты и вес, хотя по экономичности не уступают первым.

Детали вентиляторов обычно изготовляют из стали и чугуна и только для вентиляторов, предназначенных для работы во взрывоопасных помещениях, применяют неискрообразующие материалы  (например, пластмассы). В некоторых судовых вентиляторах лопатки направляющего аппарата имеют возможность поворачиваться вручную или автоматически для регулирования производительности. Производительность других вентиляторов регулируют дросселированием или изменением частоты вращения.

Конструкция котельного вентилятора марки 90К-25, наиболее распространенного на судах, приведена на рис. 102. Вентилятор состоит из корпуса 1, рабочего колеса 2 с лопатками, приемного патрубка 3 и вала 4, получающего вращение от электродвигателя 5. Производительность вентилятора 9000 м3/ч, напор 2,2 кн/м2 (220 мм вод. ст.).


Рис. 102. Котельный вентилятор.

Осевые вентиляторы более просты по устройству и более компактны, чем центробежные, но по напору они уступают последним. Поэтому осевые вентиляторы находят применение там, где требуются малый напор и достаточная производительность. Они изготовляются обычно одно- и двухколесными. В двухколесном исполнении направляющий аппарат отсутствует.

Кроме стационарных, на судах применяют и переносные вентиляторы, выпускаемые отечественной промышленностью и имеющие производительность 800 и 2200 м3/ч. Такие вентиляторы используют для обслуживания помещений, не оборудованных стационарной вентиляцией, например грузовые, топливные и масляные танки, цистерны и т. п.