§ 11.   Судовые вспомогательные котлы

В качестве судовых вспомогательных котлов наиболее широко применяются однопроточные водотрубные экранированные котлы (см. рис. 18, б). Конструкция таких котлов аналогична конструкции главных котлов, но лишена хвостовых частей и пароперегревателя. Преимущества указанных котлов перед другими, перечисленными ранее: небольшой вес, компактность, значительная конвективная поверхность, устойчивость циркуляции воды и пароводяной смеси, возможность установки воздухоподогревателя. По сравнению с главными вспомогательные котлы вследствие невысоких параметров пара менее чувствительны к качеству питательной воды, не требуют ее деаэрации.

Часто на судах с двигателями внутреннего сгорания в качестве вспомогательных применяют утилизационные котлы. Особенность этих котлов заключается в том, что они не имеют топок для сгорания топлива, и поверхности нагрева у них работают в области низких температур (300—400°С). Такие котлы просты по устройству и надежны в эксплуатации. Некоторую разновидность утилизационных котлов представляют собой котлы, работающие как на выпускных газах, так и на жидком топливе (рис. 20). Во время работы котла на ходу судна выпускные газы поступают в верхний патрубок 1, проходят внутри дымогарных труб 2, делают внизу поворот и через дымогарные трубы 5 и патрубок 6 уходят в дымовую трубу. Когда судно находится на стоянке и главные двигатели не работают, к форсунке 3 котла подводится жидкое топливо, которое распыливается сжатым воздухом и сгорает в топке 4. Заслонка 7 в этом случае открывается, поэтому дымовые газы проходят внутри дымогарных труб 2 и 5, а затем через патрубок 6 выходят в дымовую трубу. Как видно из описания, утилизационные котлы конструктивно просты и надежны в эксплуатации.


Рис. 20. Утилизационный котел.