§ 81. Техника безопасности

Выполняя работу на территории завода, необходимо соблюдать следующие основные правила техники безопасности: содержать территорию в чистоте, не загромождать проходы и проезды, уступать дорогу заводскому транспорту, не находиться вблизи грузоподъемных средств и не стоять под висящим грузом, не пользоваться незнакомым оборудованием и не включать его. При использовании автомобильного и железнодорожного транспорта, особенно с наступлением темноты или при плохой видимости, необходимо обеспечивать безопасность передвижения людей (освещение, звуковые сигналы и т. д.).

При организации слесарных работ в цехе нужно выполнять требования, предъявляемые к расстановке верстаков и оборудования, к их освещенности и ограждению, к исправности инструмента и т. д.

Условия работы на судах весьма затруднены из-за специфических особенностей рабочего места: большой насыщенности механизмами и трубопроводами, значительного количества работающих в одном помещении, освещения судовых отсеков и помещений переносными электролампами, повышенной шумности в отсеках и т. д. Кроме обычных правил по технике безопасности, здесь необходимо выполнять правила, устанавливаемые для работы на временных лесах и подмостях, на судовом наборе, на палубе, лишенной обычных для судна ограждений, и т. д.

Правила и условия безопасной работы при выполнении монтажных работ на судне подразделяют на три основные группы: исправность инструмента и оборудования, правильная организация и содержание рабочего места, безопасность при испытании судна.

Исправность инструмента и оборудования. Основное правило техники безопасности — работать только исправным инструментом на исправном оборудовании. При работе электроинстументом (электродрели, электропаяльники) необходимо обязательно проверять наличие заземления. При использовании пневматического инструмента необходимо следить за его исправностью, не допускать попадания в него грязи и воды, бережно обращаться с ним. Небрежное обращение с пневмоинструментом приводит к заеданию вращающихся частей, что может послужить причиной поломки механизма и получения травмы.

Нельзя вставлять инструмент (сверло, зубило и т. п.) в работающую пневмомашину и браться рукой за сверло при включенной машине. Перед уходом с рабочего места во время перерыва в работе и при переходе на другое место электро- и пневмомашины нужно выключать, а инструмент вынимать.

Пользуясь талями, полиспастами и другими подъемными средствами, предварительно следует установить, какой груз они могут поднять. Устройства неизвестной грузоподъемности применять запрещается. Поднятые детали нельзя оставлять на весу. Для подъема больших грузов необходимо привлекать такелажников. Категорически запрещается стоять под грузом. Перед погрузкой необходимо убедиться в отсутствии внизу людей; опустив механизм, нельзя снимать стропы до тех пор, пока он не будет надежно закреплен.

При работе с электросварщиком необходимо надевать защитные очки и рукавицы. Самостоятельно производить сварку, не имея специального удостоверения, запрещается. Не разрешается прикасаться к электрическим проводам и электрооборудованию, находящемуся под током, а также трогать голыми руками детали паропроводов.

Организация и содержание рабочего места на судне. Вследствие большой насыщенности судна механизмами на нем трудно организовать рабочее место для выполнения слесарных работ, поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы различные доделочные работы производились в цехе.

Каждый рабочий до начала работы должен быть ознакомлен с правилами и инструкциями но технике безопасности на рабочем месте. На рабочем месте слесаря на судне должны быть хорошие полы. Ходить по флорам, бимсам, стрингерам и отдельным доскам запрещается во избежание падения.

На лесах устанавливают ограждения: доски настилов прочно прибивают гвоздями, на лестницах предусматривают нескользящие площадки. Леса ставят специалисты-плотники, а проверяет их мастер. Не разрешается работать при неисправных подмостях, лесах и лестницах вблизи неогражденных незакрытых люков и проемов.

Работая на высоте, нельзя без предупреждения бросать предметы вниз. Инструменты и мелкие детали необходимо держать в ящике, который по окончании работы спускают вниз.

Запрещается работать при неисправном электрическом освещении; при работе в закрытых помещениях необходимо пользоваться электрической лампой напряжением 12 в, а в открытых помещениях — лампой напряжением не более 36 в.

Не допускается самовольное выключение рубильника, присоединение к электрической сети и выполнение каких-либо работ с находящимися под током кабелями без ведома дежурного электрика.

При работе вдвоем необходимо согласовывать свои движения с действиями подручного. Выполняющие рубку зубилом и выбивку оправок, заклепок или болтов должны предупреждать работающих рядом о возможной для них опасности.

Приступая к работе в помещениях судна, необходимо проверить, не насыщен ли воздух вредными газами (пары масла, бензина и т. д.), не повысилась ли температура выше 30° С, в противном случае необходима вентиляция помещения.

Рабочее место во избежание пожара должно содержаться в чистоте. Горючие производственные отбросы, масляные тряпки, паклю, бумагу и другие обтирочные легко воспламеняющиеся материалы следует убирать. Большая осторожность требуется в обращении с нагревательными приборами (паяльными лампами, горелками) и различными легко воспламеняющимися грузами на судне.

Выполняя монтаж механизмов и других судовых устройств, слесарь-монтажник должен постоянно помнить, что несоблюдение им правил по технике безопасности может не только привести к личному увечью, но и явиться причиной  нанесения серьезных травм находящимся вблизи рабочим.

На современных судах используют высоконапорные котлоагрегаты, высокоскоростные турбогенераторы и дизельные установки большой мощности. В этих условиях безопасность труда при обслуживании механизмов и котлов зависит от точного выполнения эксплуатационных инструкций и общих правил техники безопасности.