§ 33. Валогенераторы и их назначение

Валогенераторами называются вспомогательные механизмы с приводом от валопровода судна. Эти механизмы широко распространены на судах с дизельными установками и, главным образом, на небольших морских судах (буксирах и др.), а также на судах речного флота.

Применение валопровода в качестве привода основано на том, что мощность главного двигателя, передаваемая на валопровод, на всех режимах работы, за исключением периода стоянки и самого полного хода судна, используется не полностью. Наличие избыточной мощности у главного двигателя позволяет использовать ее на ходу судна для работы валогенераторов, отказавшись от работы дизель-генераторов.

Кроме генераторов, вращение от валопровода могут получать и другие вспомогательные механизмы: компрессор, масляный и осушительный насосы. Все эти механизмы располагают рядом с валопроводом так, чтобы ось каждого из них была строго параллельна оси валопровода. Насаженный на валопровод шкив (или зубчатое колесо) передает вращение от валопровода на валогенераторы с помощью плоскоременной, клиноременной или зубчатой передачи, что обеспечивает высокий к. п. д. (до 90—95%), надежность в работе и простоту монтажа этих механизмов.