§ 37. Якорное устройство

Якорные устройства в зависимости от типа и назначения судна различаются числом и видом якорей, якорных цепей и якорных механизмов. Например, морские транспортные и пассажирские суда имеют как носовое, так и кормовое якорные устройства. При этом в качестве носового якорного механизма в большинстве случаев применяется брашпиль, а в качестве кормового — шпиль. Ледоколы и суда ледового плавания снабжаются ледовыми якорями (от двух до четырех) и стальными тросами длиной до 150 м. Ледовые якоря обслуживаются грузовыми лебедками, швартовными шпилями и механизмами основного якорного устройства. На буксирах и промысловых судах, особенно на малых судах этих типов, приходится использовать шпили, обслуживающие два якорных каната, или якорные механизмы с ручным приводом. В качестве якорных канатов часто используют стальные и синтетические тросы.

Типы якорей. В зависимости от назначения судовые якоря разделяются на становые и вспомогательные, а по конструкции — на штоковые (с неподвижными и поворотными лапами), бесштоковые, многолапые и специальные (ледовые, доковые и др.).

Становые якоря входят в состав носового якорного устройства и предназначены для удержания судна в заданном месте. В качестве становых якорей в отечественной практике широко применяются: бесштоковый с поворотными лапами — якорь Холла (рис. 117, а), штоковые якоря — адмиралтейский с неподвижными лапами (рис. 117,6) и якорь Матросова с поворотными лапами (рис. 118). В последнее время стал применяться новый становой якорь АС-14 конструкции Английского адмиралтейства, имеющий повышенную держащую силу. Вес якоря выбирается в зависимости от водоизмещения судна и находится в пределах: для якорей Холла от 100 до 8000 кг, для адмиралтейских якорей — от 10 до 3000 кг и т. д.


Рис. 117. Становые якоря: а — якорь Холла; б — адмиралтейский.


Рис. 118. Якорь Матросова.

Вспомогательные якоря обычно принадлежат кормовому якорному устройству и используются в тех случаях, когда при стоянке на основном (становом) якоре нужно ограничить перемещение судна или ориентировать его определенным образом относительно направления ветра или течения. Кроме того, вспомогательный якорь используется для снятия судна с мели. В качестве вспомогательных якорей применяют кормовой якорь — стоп-анкер и легкие завозные якоря-верпы. Вес стоп-анкера обычно равен одной трети станового якоря.