Технология окрашивания судов

Рассмотрены новые лакокрасочные материалы, современное оборудование для окрасочных работ, особенности окрашивания судов различных типов: ледоколов, лихтеровозов, контейнеровозов, судов с горизонтальной грузообработкой, плавучих буровых установок. Приведено описание новых противообрастающих покрытий самополирующегося типа, разработанных и проверенных в реальных условиях в последние годы.

Рекомендовано Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию для профессионального обучения рабочих на производстве.

Основными направлениями экономического и социального развития СССР на 1986—1990 гг. и на период до 2000 г. поставлена задача повышения экономической эффективности работы отечественного флота, обеспечивающего нужды народного хозяйства. Предусмотрены пополнение флота высокопроизводительными специализированными судами; его техническое перевооружение и реконструкция; повышение уровня механизации и автоматизации судостроительных и судоремонтных заводов, широкое внедрение ресурсосберегающей технологии. В этом аспекте проблема защиты судов от коррозии и обрастания исключительно актуальна, поскольку убытки, связанные с этими явлениями, составляют сотни миллионов рублей в год.

Решение данной проблемы связано с созданием эффективной защиты как всего судна, так и отдельных его конструкций. И одним из основных средств такой защиты является окрашивание. Защита должна разрабатываться на этапе проектирования судна, правильно выполняться в период подготовки металла, сборки деталей, секций, блоков, сварки корпуса и достройки судна. Одновременно должны разрабатываться конструктивные мероприятия, позволяющие возобновлять покрытие в любом месте, где обнаружится коррозия. Эти и многие другие вопросы, связанные с защитой судов, могут быть разрешены только при четком представлении об условиях эксплуатации судов, многие из которых плавают в северных районах страны и тропиках.

Раздел содержит сведения о современных противообрастающих покрытиях, повышающих экономичность эксплуатации судов, новом оборудовании, применяемом при окрасочных работах, о способах защиты судов разных типов: с горизонтальной грузообработкой, лихтеровозов, ледоколов, судов на подводных крыльях, воздушной подушке и др. Приводятся практические рекомендации по выбору лакокрасочных материалов, выполнению конкретных технологических операций окраски. Отдельная глава посвящена защите окружающей среды при выполнении окрасочных работ. Большое количество наглядных иллюстраций дает представление о применяемом оборудовании, инструменте. Такое изложение и построение материала позволит улучшить подготовку квалифицированных рабочих кадров.

Список литературы

Антонов А. А.. Недра Р. Ф. Устройство морского судна. М.: Транспорт, 1968. 224 с.

Беленький Е. Ф , Рискин И. В. Химия и технология пигментов. Л.: Химия, 1974. 656 с.

Зобачев Ю. Е., Соминская Э. В. Защита судов от коррозии и обрастания. Л.: Транспорт, 1984. 176 с.

Искра Е. В. Средства защиты при окраске судов. Л.: Судостроение, 1987.

40 с.

Искра Е. В., Куцевалов Е. П. Технология окраски судов. Л.: Судостроение, 1981. 312 с.

Меренов И. В. Подводная очистка и окраска судов. Л.: Судостроение, 1978.112 с.

Правила и нормы техники безопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии для окрасочных цехов. М.: Машиностроение, 1977. 78 с.

Рекомендации по применению метода пневматического распыления при окраске промышленных изделий. ВЦСПС, ВЦНИИОТ, Минхимпром, НПО «Лакокраскопокрытие». М., 1982. 108 с.

Шабельский В. А., Андреенок В. М., Евтюков Н. 3. Защита окружающей среды при производстве лакокрасочных покрытий. Л.: Химия, 1985. 120 с.

Яковлев А. Д. Химия и технология лакокрасочных покрытий. Л.: Химия, 1981. 352 с.