Элементы конструкций судов

Все суда имеют такие общие элементы, как корпус, надстройки и оборудование.

Корпус состоит из водонепроницаемой обшивки (наружной обшивки, настила верхней палубы) и балок набора (киля, стрингеров, флоров, шпангоутов и т. п.). Наружная непроницаемая обшивка вместе с набором образует борта, днище и оконечности судна. Расположенное горизонтально сплошное перекрытие, опирающееся на борта и переборки, называется палубой.

Продольными и поперечными переборками корпус делится на водонепроницаемые отсеки. Первым от носа отсеком корпуса судна является форпик. В кормовой оконечности находится последний отсек, называемый ахтерпиком (рис. 1.1). Переборка, отделяющая форпик от других отсеков судна, называется таранной или форпиковой. При повреждении носовой оконечности она препятствует проникновению воды внутрь корпуса.


Рис. 1.1. Продольный разрез судна.

1 — надстройка яруса I; 2 — труба; 3 — надстройка яруса II; 4 — надстройка яруса III; 5 — тентовая палуба; 6 — рубка; 7 — платформа; 8 — форпик; 9 — форштевень; 10 — цистерны жидкого топлива; 11 — коффердам; 12 — грузовой трюм; 13 — машинное отделение; 14 — ахтерпик.

Для разделения соседних помещений на судне (отделения жилых помещений и цистерн с питьевой водой от цистерн с нефтепродуктами, помещений с химическими веществами и др.) служат узкие непроницаемые отсеки — коффердамы.

Верхней палубой считают непрерывную палубу корпуса; палубу, расположенную ниже,— второй, еще ниже — третьей, четвертой и т. д. Палубы в соответствии с назначением называют прогулочными, шлюпочными и т. д. Палубу над рулевой рубкой называют верхним мостиком (рис. 1.2). На двухпалубных судах есть верхняя и нижняя палубы, на трехпалубных — верхняя, средняя и нижняя.


Рис. 1.2. Схема расположения на судне палуб и помещений.
1 — второе дно;
2 и 3 — вторая и первая платформы;
4 — нижняя палуба;
5 — вторая палуба;
6 — верхняя палуба;
7 — палуба надстройки яруса I (бака, юта и т. д.);
8 — палуба яруса II (прогулочная);
9 — палуба яруса III (шлюпочная);
10 — палуба яруса IV (нижний ходовой мостик);
11 — палуба яруса V (верхний ходовой мостик).

На ледоколах, арктических линейных судах, морских буровых судах и некоторых исследовательских судах часть верхней палубы используется в качестве вертолетной. На морских буровых установках для вертолетов устраивают специальную палубу. Если палуба расположена не по всей длине судна, ее называют платформой.

Внутреннее пространство корпуса по высоте палубами и платформами разделяется на междупалубные пространства — твиндеки.

Помещения, находящиеся над вторым дном, называют трюмами. Для вентиляции междудонных отсеков в настиле второго дна делают горловины — отверстия в противоположных концах таких отсеков. Емкости вне второго дна, используемые для размещения в них жидких грузов, называют диптанками. Любые емкости, используемые для хранения в них жидких грузов, называют цистернами. Цистерны в двойном дне используют для хранения запаса топлива, смазочных масел, пресной воды, жидкого балласта.

Легкие водонепроницаемые перегородки, разделяющие помещения, называют выгородками.

Шахтами называют отсеки, проходящие через несколько палуб и не имеющие горизонтальных перекрытий.

Надстройки сооружаются выше главной палубы и простираются от борта до борта или несколько отступают от бортов. В них располагаются жилые и прочие помещения, которые могут быть общественными, санитарно-гигиеническими, служебными, хозяйственными, грузовыми и т. п. Носовая надстройка называется баком, кормовая — ютом. Средняя надстройка специального названия не имеет. Надстройки, ширина которых меньше ширины судна, называются рубками.

Мостиком, на котором находятся легкие рубки, называется поперечная платформа, расположенная поперек судна от одного борта до другого.

Сплошное ограждение открытой палубы называют фальшбортом. Вдоль фальшборта в нижней части имеются отверстия — щелевые шпигаты для быстрого стока воды.

Рангоутом называют расположенные на открытой палубе мачты, стеньги и другие трубчатые конструкции, предназначенные для размещения судовых огней, наблюдения, сигнализации, поддержания грузовых устройств, а на парусных судах — для постановки, раскрепления и несения парусов.

Оборудование делят на энергетическое, судовые системы и устройства, оборудование помещений и т. п. Дельными вещами называют стандартные изделия — элементы оборудования судна, необходимые для эксплуатации судна. К ним относятся судовые двери, горловины или крышки люков, иллюминаторы, световые люки, судовые трапы, петли, задрайки, крючки и прочие изделия.