Краскораспылители различного назначения. Уход за ними

Пневматические краскораспылители. При современных темпах постройки и размерах судов затруднительно обеспечить их своевременное окрашивание вручную. Эти работы необходимо как можно полнее механизировать.

Механизированное окрашивание относится к наиболее совершенным способам нанесения защитного покрытия на поверхность. Оно выполняется с помощью специальных краскораспылителей, применение которых позволяет:
равномерно наносить на поверхность слой грунтовки, шпатлевки, краски, лака или эмали, в том числе очень жидких, быстро высыхающих, с повышенной вязкостью, пастообразных или твердых при нормальной температуре;
окрашивать по недосушенным грунтовкам или по слою краски, имеющей отлип, когда применение кисти невозможно;
наносить покрытия на поверхности, окрашенные красками на сополимерах хлорвинила, нитрокрасками, нитроэпоксидными и другими, пленки которых при нанесении кистью растворяются, разрушая нижележащие слои краски; окрашивать труднодоступные места (например, за комингсами), где пользуясь кистями нельзя получить удовлетворительные результаты.

Чтобы обеспечить высокое качество механизированного окрашивания, необходимо в первую очередь подобрать наиболее эффективный для работы краскораспылитель и соответствующие для этого сопла. Универсального краскораспылителя, пригодного для всех случаев окрашивания, не существует.

Главнейшей частью краскораспылителя является форсунка, состоящая из двух сопл: по одному из них подается распыляемый лакокрасочный материал, по другому — воздух (рис. 5.6, а). В зависимости от места образования смеси краски с воздухом различают форсунки с наружным смешиванием, внутренним смешиванием и комбинированного действия.


Рис. 5.6. Основные типы форсунок для пневматических краскораспылителей: а — с раздельной подачей воздуха и краски; б — наружного смешивания; в — внутреннего смешивания; г — комбинированного смешивания.

1 — сопло для подачи краски; 2 — сопло для подачи воздуха.

В краскораспылителях наружного смешивания (рис. 5.6, б) краска, вытекающая с небольшой скоростью из сопла, подхватывается струей воздуха, движущегося со скоростью 300 м/с, и смешивается с ним за пределами форсунки. Большая скорость движения воздуха по отношению к скорости движения краски обеспечивает дробление ее на капельки очень мелких размеров. Воздух, выходя через кольцевое отверстие в форсунке, создает разрежение в устье сопла для подачи краски, поэтому краска может подаваться к форсунке любым способом: самотеком из стаканчика, эжекцией или под давлением.

В краскораспылителях внутреннего смешивания (рис. 5.6, в) краска и воздух смешиваются внутри форсунки и образовавшаяся смесь выходит за ее пределы. Краска под давлением попадает в камеру смешивания с довольно значительным поперечным сечением, что уменьшает скорость движения в ней воздуха (обычно несколько десятков метров в секунду). Вследствие этого размельчение краски происходит хуже и капельки краски имеют большие размеры, чем у краскораспылителей с наружным смешиванием. При выходе смеси через суженое отверстие форсунки размеры частиц краски не изменяются, так как истечение воздуха и краски происходит через одно отверстие с одинаковой скоростью. В краскораспылителях этого типа из-за большого сечения выходных отверстий в форсунках расходуется очень много сжатого воздуха. Такие краскораспылители применяются в тех случаях, когда требуется получить широкий факел, но не предъявляется высоких требований к качеству окрашивания.

В краскораспылителях комбинированного действия (рис. 5.6, г) перечисленные недостатки (повышенный расход воздуха и недостаточно мелко раздробленная краска) устраняются некоторыми конструктивными изменениями камеры смешивания. Истечение краски и смешивание ее с воздухом происходят внутри камеры, но воздух в камеру поступает через узкую кольцевую щель, сечение которой меньше сечения выходного отверстия из камеры. Вследствие этого воздух, с большой скоростью поступающий в камеру, измельчает краску, превращая ее в капельки очень малого размера. В этой конструкции совмещены достоинства форсунок наружного смешивания — возможность получения очень мелко раздробленной краски и малый расход воздуха — с достоинством форсунок внутреннего смешивания, образующих струю с широким факелом. В форсунках внутреннего смешивания и комбинированного действия в камере смешивания
создается противодавление, поэтому краска к распылителю, снабженному такой форсункой, должна подаваться только под давлением.

В зависимости от конструкции распылительной головки статический отпечаток факела на поверхности может иметь форму круга или сильно вытянутого овала.

Статический отпечаток в форме круга образует головка, имеющая только центральные отверстия для выхода воздуха и краски. Плоский факел с овальным отпечатком образует распылительная головка, имеющая дополнительные боковые отверстия. Струи воздуха, выходя из боковых отверстий, сжимают факел и придают ему плоскую форму.

Чтобы увеличить ширину отпечатка и получить более равномерное покрытие, в воздушной головке делают дополнительные отверстия для подачи воздуха, сжимающего факел. Их сверлят под разными углами и на различных расстояниях от центрального отверстия. Несколько таких форсунок показано на рис. 5.7.



Рис. 5.7. Распылительные форсунки пневматических краскораспылителей и отпечатки их факелов:
а — форсунка без дополнительных отверстий;
б — форсунка с двумя дополнительными боковыми отверстиями;
в — форсунка с четырьмя дополнительными отверстиями;
г — форсунка с восемью дополнительными отверстиями.

Ширина факела изменяется в зависимости от расстояния между форсункой и окрашиваемой поверхностью, поэтому для оценки ширины отпечатка принято определять его условную ширину при расстоянии форсунки от поверхности, равном 300 мм. Различают высокопроизводительные краскораспылители с отпечатком более 300 мм, краскораспылители средней и низкой производительности с отпечатком соответственно 150—250 мм и менее 100 мм.

На рис. 5.8 показано принципиальное устройство пневматического краскораспылителя. Он состоит из следующих основных частей: корпуса, форсунки (головки) вместе с регулирующей шайбой и клапанных механизмов, регулирующих подачу воздуха или краски. Корпус краскораспылителя отливают из легкого сплава. К передней его части на резьбе крепится форсунка и устанавливается шайба. В задней части корпуса расположены регулирующие клапаны и игла, открывающая доступ краски в форсунку; она открывается курком. Клапанный механизм регулируется так, что при нажатии на курок вначале в канал поступает воздух, а затем краска. Иглы и сопла, по которым подаются воздух и краска, сменные; это позволяет изменять производительность краскораспылителя.


Рис. 5.8. Принципиальное устройство пневматического краскораспылителя.

1 — курок; 2—подача сжатого воздуха; 3 — распиливающая головка; 4 — опора; 5 — регулирование подачи краски; 6 — регулирование поступления воздуха; 7 — штуцер для воздуха; 8 — штуцер для краски.

Для окрашивания труднодоступных мест, где применение кистей затруднительно, используют краскораспылители с удлинителями, позволяющими получить факел, направленный под углом 45, 90 или 135° к оси удлинителя или даже круговой факел. С их помощью можно окрашивать: подволоки без устройства лесов, места за комингсами, узкие пространства в районе форпика и ахтерпика, льяла, палубные настилы снизу, участки второго дна, бимсы, мачты, стрелы изнутри и т. п.

Пневматические краскораспылители могут быть среднего давления или низкого. В первом случае краска распыляется сжатым воздухом под давлением 0,2—0,6 МПа, во втором — воздухом, имеющим давление не более 0,2 МПа.

В промышленности при пневматическом окрашивании используют краскораспылители различных моделей, различных по типу, производительности и конструктивному решению (ЗИЛ, КР-10, КРМ, КРУ-1, КРУ-2, КРУ-5, С-592, СО-71, 037А и др.). В судостроении применяют также краскораспылители, поставляемые фирмами АРО (США), «Атлас Копко» (Швеция), «Бинкс» (Бельгия), «Вагнер» (Швейцария), «Грако» (Швейцария), «Де-Вильбис» (ФРГ), «Дайке и Коппершмид» (ФРГ), «Ково — Финиш» (ЧССР) и др.

В зависимости от способа подачи лакокрасочного материала к распылительной головке краскораспылители делятся на три типа (рис. 5.9): А — лакокрасочный материал подается из бачка, расположенного вверху; Б — лакокрасочный материал подается из бачка, расположенного внизу; В — лакокрасочный материал подается под давлением из красконагнетательного бака или магистрали.


Рис. 5.9. Типы краскораспылителей.

Краскораспылители типа А используют при работах с небольшим расходом краски (до 350 г/мин) или при частой замене лакокрасочного материала; краскораспылители типа Б — при окрашивании подволоков, поверхностей, расположенных под углом к горизонтальному уровню, и в тех случаях, когда неудобна подача краски из верхнего бачка. Краскораспылители типа В предназначены для окрашивания больших ровных поверхностей (палуба, борт, фальшборт, надстройки, большие грузовые трюмы, аппарели и т. п.) при расходе краски не более 350 г/мин.

Краскораспылители типа «Ореол» имеют шарнирно укрепленный бачок, что упрощает окрашивание потолочных поверхностей.

Все перечисленные краскораспылители могут работать только при использовании лакокрасочных материалов, вязкость которых не превышает 35 с по вискозиметру ВЗ-4. Нанесение более вязких материалов затруднительно, а часто просто невозможно.

Для окрашивания вспомогательных судов, а также подводной части катеров, портовых буксиров, барж, некоторых судов местного плавания, плавучих маяков, батопортов дешевым и доступным каменноугольным лаком применяют краскораспылитель эжекционного типа. Используя его, можно применять каменноугольный лак вязкостью до 130—150 с по вискозиметру ВЗ-4, а также лак повышенной вязкости, который наносится как в холодном, так и в горячем состоянии. Производительность краскораспылителя — 100—120 м2/ч; работает он при давлении 0,3—0,4 МПа. Качество покрытия получается не очень высоким: лак наносится толстым, недостаточно равномерным слоем, возможно появление потеков и других дефектов. Использовать этот краскораспылитель при нанесении красок других марок запрещается.

Для нанесения шпатлевочных составов, подмазочных масс, мастик различного назначения предназначены краскораспылитель КВС-2 или краскораспылитель с диаметром сопла не менее 2,5 мм.

Очень часто при выборе краскораспылителя руководствуются его производительностью. Опыт показывает, что использование краскораспылителя с высокой производительностью неизбежно ухудшает качество нанесенного покрытия. Поэтому в судостроении рекомендуется применять краскораспылители с производительностью, не превышающей 200 м2/ч.

Очень много труда и времени приходится затрачивать на окрашивание различного рода судовых приборов, пультов управления, распределительных устройств и т. п. Подкрашивание или частичное перекрашивание выполняют вручную. Однако его можно механизировать с помощью малогабаритных краскораспылителей типа «Аэрограф», позволяющих наносить краску тонкой струей, не загрязняя расположенные рядом поверхности.

Основные недостатки краскораспылителей пневматического типа заключаются в следующем:
неустойчивость режима работы водомаслоотделителя, вследствие чего в пленку краски попадают вода и масло и, следовательно, ухудшаются защитные свойства покрытий (понижается адгезия, пленки становятся пористыми, липкими, плохо высыхают, на них затруднительно наносить краски);
большие непроизводительные потери лакокрасочных материалов (от 20 до 50 % для изделий различной группы сложности) и невозможность нанесения покрытий на острые кромки и стенки глубоких отверстий;
необходимость нанесения двух-четырех слоев краски, содержащей повышенное количество растворителя, вследствие ее низкой вязкости. Это увеличивает пористость пленки, она получается тонкой и не обеспечивает требуемой защиты от коррозии. Повышаются вредность и пожароопасность работ, вследствие чего приходится принимать особые меры предосторожности для предотвращения пожара или взрыва.

Краскораспылители с регулируемой подачей краски. При окрашивании сварных швов, мест приварки набора, пространств вокруг установленного оборудования, узких щелевидных отверстий, в ахтер- и форпиках, трюмах, цистернах различного назначения, банях, туалетах, жилых и служебных помещениях часто приходится использовать узкий остронаправленный факел краски. Существующие краскораспылители имеют выбор сопл, с помощью которых краску можно наносить полосами разной ширины.