Меры безопасности при подготовительных и окрасочных работах

В процессе обработки поверхностей перед окрашиванием приходится работать в воздухе, загрязненном вредными веществами в виде пыли, состоящей из твердых мелких частиц ржавчины, окалины, засохшей краски; тумана — из мелких взвешенных капель грунтовки или краски; паров растворителей, использованных для обезжиривания и выделившихся из высыхающих красок.

Пыль образуется также при очистке сварных швов, подчистке мест, где разрушилось покрытие, применявшееся на межоперационный период, и где появилась ржавчина, при шлифовании за-шпатлеванных поверхностей и выполнении некоторых других работ. Особенно много пыли выделяется при механизированной очистке (до 1880 мг на 1 м3).

Количество пылевидных продуктов можно резко уменьшить, если при очистке применять дробеструйные установки с отсосом удаляемых продуктов.

Заключительным этапом подготовительных работ является обезжиривание поверхностей перед окрашиванием, наклеиванием изоляции, настиланием линолеума или укладыванием мастики. В окружающем воздухе обнаруживается значительное количество токсичных и взрывоопасных паров растворителей. Поэтому применять для обезжиривания бензол, дихлорэтан, толуол, хлорированные углеводороды, категорически запрещается. Наиболее приемлем для данной цели уйат-спирит, который по пожаро-опасности относится к классу III (табл. 8.1). Сравнительно низкая температура самовоспламенения и способность к взрыву даже при малом количестве паров уайт-спирита в воздухе затрудняют применение этого растворителя для обезжиривания.

Таблица 8.1. Классификация растворителей и разбавителей по степени
Зарубежная классификация Отечественная классификация
Класс Температура воспламенения, °С Класс Температура воспламенения, °С

I

II

III

Ниже —21

От —22 до +30

От +31 до +60
Особо опасные легковоспламеняющиеся жидкости
Опасные легковоспламеняющиеся жидкости
Опасные воспламеняющиеся при повышенной температуре жидкости

Ниже —18

От —17 до +23

От +24 до +60

В настоящее время разработано несколько нетоксичных и взрывобезопасных составов, не содержащих органических растворителей, которые предназначены для очистки загрязненных поверхностей перед окрашиванием, наклеиванием изоляции и другими работами. Вследствие содержания в них воды составы рекомендуется применять при температуре выше -+5°С.

Очень сложна очистка подводной части корпуса от водорослей и морских организмов. Для этой цели применяют механизированный инструмент, позволяющий интенсивно измельчать водоросли и морские организмы, разбрасывать образующуюся массу в разные стороны. Рабочие должны выполнять операции в водонепроницаемом костюме, резиновых сапогах и рукавицах, а лицо и глаза защищать плотно прилегающим плексигласовым щитком.

Очистку в доках можно упростить, применив установки типа «Браш-бот» (очистка щетками на плаву), «Фрогги», «Вома», «Хейркут» (очистка под водой), «БАЧФ-1», «Атюмат Вома», «Докмастер» (очистка в доке).

Для очистки в доках с помощью гидравлических установок, подающих воду при давлении 20—40 МПа и более, требуется прекратить все работы вблизи очищаемого судна. Очистку могут выполнять только лица, имеющие соответствующие разрешение и квалификацию. Работа на установках с давлением воды 10—15 МПа менее опасна, но и менее производительна.

Для окрашивания наружных частей корпуса, палуб и надстроек, на открытых стапелях и в плавучих доках условия труда сравнительно благоприятны. Естественный воздухообмен исключает возможность появления высоких концентраций паров растворителей. При окрашивании судов в сухих доках возможно возникновение местных высоких концентраций паров растворителей.

Особенно трудно работать в междудонном пространстве, цистернах, диптанках и небольших по объему помещениях из-за малой высоты района второго дна, большого количества флоров, днищевых стрингеров, бракет. В этих местах приточно-вытяжная вентиляция не может обеспечить снижения концентрации вредных растворителей до допустимой нормы. Поэтому необходимо также пользоваться средствами индивидуальной защиты органов дыхания и глаз.

Важнейшим мероприятием по оздоровлению условий труда при окрасочных работах является их механизация, т. е. использование краскораспылительных установок различного типа. Однако в этом случае необходимо применять более мощную вентиляционную систему, так как независимо от типа используемой установки в помещении скапливается большое количество краски, превратившейся в туман, и паров растворителей. Работать краскораспылителями в помещениях не следует, потому что работающий будет находиться на расстоянии 80—100 см от окрашиваемой поверхности, т. е. в наиболее загрязненной зоне. При использовании установок электростатического типа воздух загрязняется преимущественно парами растворителей. Применяя краскораспылители, необходимо учитывать появление на шлангах и незаземленной аппаратуре значительных зарядов статического электричества, что при отсутствии предохранительных мер может вызвать взрыв (рис. 8.1). Поэтому шланги и всю окрасочную аппаратуру необходимо тщательно заземлять.


Рис. 8.1. Взрыв, вызванный статическим электричеством, при использовании незаземленного оборудования.

Установки для безвоздушного нанесения красок («Факел», фирм «Атлас-Копко», «Де Вильбис», «Вагнер», «Грако») значительно уменьшают туманообразование, но краска в этом случае подается в краскораспылитель под давлением до 40 МПа.

Использовать краскораспылители электростатического типа можно только в цехах и недопустимо на судах.

Для работы в судовых помещениях, а также в эллинге при значительном числе людей рекомендуется использовать дополнительные местные вентиляционные установки и применять индивидуальные средства защиты, шлемы с принудительной подачей воздуха и маски, фильтрующие воздушную среду.

К индивидуальным средствам защиты относятся спецодежда и обувь, а также предметы личной гигиены, полотенце, мыло, щетки для мытья рук, зубная щетка, порошок или зубная паста, предохранительные или питательные кремы. На предприятии должны быть организованы хранение, периодический ремонт и стирка спецодежды.

Во избежание загрязнения рук подготовительные и окрасочные работы необходимо выполнять в рукавицах либо в перчатках, резиновых или трикотажных. Кисти рук и открытые участки лица следует покрывать защитным кремом, образующим сплошную не разрушаемую органическими растворителями пленку. По окончании работ пленка защитного крема легко смывается теплой водой с мылом.

Крем препятствует попаданию в организм растворителей, которые легко проникают сквозь кожные покровы в подкожные ткани. Применение крема предотвращает возможность скопления под ногтями и вокруг них различных загрязнений. Это особенно важно при работе с красками на эпоксидных смолах, полиуретанового типа, светящимися, противообрастающими, содержащими свинцовые и хромовокислые соединения и др.

По окончании работ, а также в тех случаях, когда приходится работать со смолами, кислотами и щелочами, едкими пастами, моющими составами, рекомендуется смазывать руки силиконовым кремом.

В процессе очистки и окрашивания, особенно механизированного, большое внимание должно уделяться защите глаз, так как пылевидные частицы окалины и краски, кусочки проволоки, отломившейся от щетки, капли краски могут стать причиной повреждения глаз. Поэтому при выполнении таких работ необходимо надевать очки. По окончании работы следует принять душ.

Решая вопросы окрашивания судовых помещений, следует помнить, что в красках содержатся растворители, различного рода смолы, масла, пластификаторы, отвердители и другие компоненты, которые являются причиной появления своеобразного запаха. Если такие помещения не проветривать, то при длительном пребывании в них люди могут заболеть, а у хранящихся пищевых продуктов появятся несвойственные им запахи — они окажутся непригодными для применения. Поэтому кладовые для хранения провизии, рефрижераторные помещения, камбуз, кладовые мокрой провизии и другие помещения пищеблока можно окрашивать только специальными лакокрасочными материалами, разрешенными органами санитарной инспекции.

Реактивация и возобновление покрытий под водой должны быть организованы так, чтобы за работающими не прекращалось наблюдение в течение всего времени пребывания их под водой.