Назначение и свойства лакокрасочных материалов

Применяемые в судостроении лакокрасочные материалы должны обладать комплексом разнообразных свойств. Покрытия с использованием таких материалов должны:
надежно защищать от коррозии разные корпусные конструкции, грузовые трюмы, цистерны различного назначения, междудонные пространства, служебные, вспомогательные и жилые помещения, механизмы и оборудование, корпус судна изнутри и снаружи;
устранять или уменьшать интенсивность обрастания для сохранения первоначальной скорости и маневренности судна, нормальных условий работы приборов и оборудования, расположенных в подводной части корпуса, а также длительной эксплуатации без постановки судна в док;
обеспечивать возможность применения электрохимической защиты, увеличивающей продолжительность междудокового плавания и повышающей противокоррозионную защиту труднодоступных мест;
придавать судну требуемый декоративный вид. Ни один из существующих лакокрасочных материалов не обладает суммой свойств, удовлетворяющих перечисленным требованиям. Поэтому лучшими считают наиболее полно приближающиеся к ним и сохраняющие свои свойства в течение наиболее продолжительного времени. Для окрашивания используют различные грунтовки, шпатлевки, противокоррозионные, противообрастающие или декоративные краски. Для некоторых типов покрытий приходится применять краски, обладающие специальными свойствами (высокой водостойкостью, устойчивостью во льдах, абразивостойкостью, стойкостью в растворах кислот, щелочей, нефтепродуктах и т. п.).

Схемы окрашивания, определяющие оптимальное количество слоев и толщину покрытия, выбирают в зависимости от условий эксплуатации окрашенных поверхностей на судне определенного назначения. При этом принимают во внимание адгезию грунтовок к окрашиваемой поверхности, красок к грунтовкам и между собой, такие качества пленок покрытия, как твердость, гибкость, прочность, термическая стойкость, ремонтоспособность и срок их службы. Необходимо обязательно учитывать следующие свойства отдельных материалов и покрытий в целом:
возможность нанесения в холодное время года; скорость высыхания отдельных слоев при положительной и отрицательной температуре;
механическую прочность покрытия при эксплуатации и устойчивость при кратковременном действии перевозимых грузов;
возможность эксплуатации покрытия в районах с различными климатическими условиями и характер их влияния на внешний вид и старение покрытий;
устойчивость при обработке моющими растворами, горячей водой, паром;
технологичность (возможность нанесения кистью — обычной или валиковой; краскораспылителем — пневматическим, безвоздушным, электростатическим: при подогревании, окунании);
огнеопасность и ядовитость составных частей при нанесении красок, прошкуривании высохшего покрытия, выполнении на нем сварочных работ, в случае механизированного удаления его на отдельных участках или со всей окрашенной поверхности;
ремонтоспособность покрытий при эксплуатации, на судостроительных и судоремонтных заводах;
склонность к старению, зависящую от условий, в которые покрытия попадают при эксплуатации (табл. 6.2).



Таблица 6.2. Влияние условий эксплуатации на быстроту старения покрытий (ориентировочное)
Условия эксплуатации Судовые помещения Коэффициент старения
Помещения с влажностью 60—80 % и температурой 18—23 °С Салоны, библиотеки, каюты «люкс», I и II классов, каюты капитана, комсостава, команды, кают-компания, посты 1 *
Тоже с влажностью до 90 % и температурой 15—25 °С Каюты III и IV класса, киоски, камеры хранения, кинозалы, буфетные, бары, столовые 1,25
Надстройки внутри 1—1,25
Повышенная влажность (80—100 %),температура до 30 °С Сушильная, кладовые, бельевые, душевые, бани, прачечные, камбуз 2,25—2,5
Повышенная влажность, низкая температура Провизионная кладовая, холодильные помещения 1,5
Повышенная температура (до 30—35 °С) Машинно-котельные, дизельные, отсеки электромоторов, помещения электродвигателей, трансформаторные 2,5
Повышенная влажность, температура 5—15°С Грузовые трюмы (в зависимости от перевозимых грузов) 3,0—4,5
Периодическое воздействие растворов или паров агрессивных дезинфицирующих жидкостей Амбулатории, операционные, лазареты, дезинфекционные камеры 4—5
Случайное попадание нефтепродуктов Насосные, машинные отделения (на старение влияет тип краски: «специальная» или «общеупотребительная») 1,5—2
Постоянное действие мелкораздробленных нефтепродуктов или газообразных продуктов неполного сгорания, бензина, дизельного и других видов топлива Палубы, пандусы, переборки, подволоки, помещения на судах с горизонтальной грузообработкой 2—5
* Принят за единицу. Остальные значения относительные.

Ниже приведены основные сведения о применении в судостроении некоторых лакокрасочных материалов, а также о материалах, используемых в других отраслях промышленности и отвечающих требованиям судостроения.