Немеханизированная очистка

Немеханизированные способы очистки применяют в помещениях малого размера, труднодоступных пространствах при частичном подкрашивании или перекрашивании участков (переборки, комингсы, пульты), на которых установлено большое количество различных приборов и оборудования. Немеханизированные инструменты используют также при работе внутри помещений, где невозможно устройство вентиляции необходимой мощности. Наиболее часто к таким способам подготовки поверхности прибегают на эксплуатируемых судах.

При немеханизированной очистке рабочие удаляют обрастания с подводной части судов в доке, стоя на плотиках. Количество их должно быть таким, чтобы по мере снижения уровня воды рабочие успевали удалять обрастания во влажном состоянии. В этом случае очистка требует меньших усилий и не образуются вредные пылевидные частицы из измельчаемой противообрастающей краски.

Особое внимание необходимо уделять очистке района переменной ватерлинии, где наблюдаются не только обрастание, но и интенсивная коррозия. Здесь тщательно очищают все углубления и язвы, в которых всегда скапливается значительное количество продуктов коррозионных разрушений. Участки надводного борта, фальшборта, надстроек, палуб, механизмов и оборудования на палубах подчищают скребками, шпателями разного размера. В нужных местах толстые слои старой краски прошлифовывают крупнозернистой абразивной шкуркой.

При перекрашивании коридоров, тамбуров, трапов, кают, парадных, служебных и вспомогательных помещений очистку производят только немеханизированными инструментами. При этом краску удаляют только там, где она разрушена или начинает разрушаться.

Наиболее сложными считают подготовительные работы в районах второго дна и цистерн, заполняемых топливом, смазочными маслами или водой. До начала работы их необходимо промыть горячей водой, затем в течение 1—2 ч обработать паром и хорошо провентилировать. Очистку в этих районах следует выполнять скребками, стамесками, шпателями без использования молотков.