Обрастание металлических судов различного назначения

На любом предмете, конструкции, изделии, приборе и т. п., погруженном в морскую или речную воду, в том числе и на корпусе судна, неизбежно поселяются различного вида организмы и водоросли — происходит обрастание поверхностей. В районах с тропическим климатом оно более интенсивное, менее интенсивное в средних широтах и незначительное — в высоких широтах. Из морских животных, поселяющихся в подводной части корпуса, встречаются балянусы, мидии, мшанки, морские уточки, гидроиды, полихеты и др.; в районе переменной ватерлинии развиваются преимущественно водоросли различного типа.

В пресноводных бассейнах в обрастании принимают участие моллюски дрейсена, напоминающие мидий, и водоросли, интенсивно развивающиеся на ватерлинии и днище. Корпус судна (не имеющего противообрастающей краски), плававшего в течение года в пресноводных районах с развитым обрастанием водорослями, показан на рис. 2.2.

Рис. 2.2. Подводная часть судна, не защищавшегося от обрастания, после годичной эксплуатации в реке.

Обрастание начинается при стоянках судов у причалов или в гаванях, на тихоходных судах оно может происходить и во время рейса, если скорость потока, омывающего судно, не превышает 25 м/мин. При более высоких скоростях суда обрастанию не подвергаются. Интенсивность обрастания зависит от температуры воды, сезона и, как уже было сказано, от района плавания.

Обрастание подводной части корпусов судов и других сооружений относится к наиболее сложным и трудноустранимым явлениям. Оно приводит к уменьшению скорости, увеличению продолжительности рейсов, возрастанию расхода топлива и быстрому износу судовых механизмов. Вследствие обрастания днища судов на подводных крыльях или самих крыльев затруднена нормальная эксплуатация таких судов.

Трубы и трубопроводы, используемые для снабжения судов морской водой, относятся к местам, особенно благоприятным для развития животных и растений. Поэтому всегда существует опасность выхода из строя этих систем вследствие скопления оторвавшихся организмов у колен труб, клапанов, сопл и в других узких местах. Замечено, что трубы с постоянным сильным током воды не подвергаются обрастанию в отличие от труб с очень слабым током воды или от таких, в которых на короткие промежутки времени вода остается без движения.

Обрастание эхолотов и других гидроакустических устройств, находящихся постоянно под водой, искажает показания приборов, снижает эффективность их действия, а иногда является причиной их поломок, что затрудняет эксплуатацию судов.

Кроме нарушения нормальных условий эксплуатации судов обрастание вызывает повреждение защитных покрытий, способствует появлению язвенной коррозии. На корпусе судна обрастание начинается с района переменной ватерлинии, где вдоль верхнего края, омываемого водой, интенсивно растут зеленые водоросли. На несколько сантиметров ниже поселяются балянусы, здесь же появляются мидии, мшанки, гидроиды и другие морские организмы. Средняя и кормовая части судна обрастают сильнее, чем носовая, что объясняется более интенсивным потоком воды в этом районе судна.

Интенсивность образовавшегося обрастания различна, в отдельных случаях на 1 м2 поверхности в течение года нарастает до 55 кг мидий или 30 кг балянусов. Интенсивность обрастания зависит от продолжительности стоянок судов в портах. Так, наибольшее обрастание отмечено у ледоколов, пожарных, буксиров-спасателей и других судов, длительность навигации которых на 25 % меньше обычной. Для ледокольных судов, эксплуатирующихся только зимой, обрастание не представляет опасности; при работе во льдах оно полностью удаляется. Если такое судно совершает длительные рейсы в теплое время, его следует защищать от обрастания. Пожарные и спасательные суда перекрашивают в зависимости от условий эксплуатации, как правило, один раз в два-три года, каждые 6 мес. их осматривают и удаляют обрастание, не вводя в док. Легкие суда на подводных крыльях, поднимаемые из воды ежедневно или раз в два-три дня, противообрастающей краской не окрашивают. Их осматривают и подкрашивают для защиты от коррозии. Большие суда на подводных крыльях защищают от обрастания в начале навигации. При необходимости окрашивание возобновляют после 2,5—3 мес. эксплуатации. Очистку и осмотр подводной поверхности проводят водолазы один раз в семь—десять дней. Не требуют защиты от обрастания суда на воздушной подушке, так как песок и галька быстро удаляют любые обрастания. Суда смешанного плавания типа «река — море» обязательно окрашивают по схеме противообрастающими красками и дополнительным слоем этой же краски. Аналогичным образом окрашивают сухогрузные или наливные суда с большим районом переменной ватерлинии. Для их защиты применяют противообрастающие краски, не разрушающиеся при многократном намокании и высушивании. Подводную часть судов с буровыми установками следует защищать красками термопластичного вида, предохраняющими от обрастания не менее пяти лет.