Окрашивание крупнотоннажных наливных и сухогрузных судов

Крупнотоннажные наливные и сухогрузные суда, как и суда других типов, необходимо периодически ставить в док для очистки подводной части от обрастания и возобновления защитного покрытия. Вследствие ограниченного количества доков, пригодных для постановки крупных судов, высокой стоимости простоев и пребывания их в доке требуется использовать схемы защиты таких судов, обеспечивающие возможность их эксплуатации без перекрашивания в течение четырех-пяти лет. Установлено, что при использовании обычных противообрастающих красок со сроком действия до 15—18 мес сильное обрастание начинается через 12— 13 мес. Если своевременно его не удалять, то расход топлива быстро возрастет.

Схему окрашивания для защиты танков следует выбирать с учетом особенностей коррозионного износа конструктивных элементов танкера. Наиболее уязвимыми участками являются сварные швы на переборках и такие же швы в районе второго дна, где скапливаются конденсирующаяся на подволоке и переборках влага, подтоварная вода, остатки топлива, смазочных масел, нефтепродуктов. Коррозионным разрушениям танков способствуют перевозка сернистой нефти, транспортировка нефтепродуктов в подогретом виде, частая смена грузов: на сухогрузных судах коррозионное разрушение трюмов вызывается различными грузами, обладающими агрессивностью (например, солью, химикатами). Поэтому для защиты танков и трюмов сухогрузных судов нужно применять краски универсального типа, допускающие перевозку светлых и темных нефтепродуктов, смазочных и растительных масел, растворителей и разбавителей, рыбьих жиров, спиртов и других грузов.

Применяемые краски не должны разрушаться перевозимыми продуктами, оказывать влияние на перевозимые грузы и придавать им посторонний запах или привкус. В наибольшей степени этим требованиям удовлетворяют краски эпоксидного или цинксиликатного типа.

В нефтепродуктах при их перевозке постепенно накапливается статическое электричество. Для своевременного его удаления в танках оставляют неокрашенными участки трубопроводов (лучше из меди или ее сплавов); при их отсутствии на переборках, по всей высоте, наносят полосу токопроводящей эмали ХС-755 или аналогичной ей по всем свойствам, обеспечивающей удаление статического электричества из топлива.

Для снижения потерь легколетучих компонентов из перевозимых жидких грузов палубы танкеров окрашивают теплоотражающими красками, например ПФ-5135, ЭФ-5144.

Палубы сухогрузных судов следует окрашивать абразивостойкими и теплоотражающими красками. Комингс люка и внутреннюю сторону крышки необходимо надежно защищать от коррозии, вызываемой попадающей на них морской водой.

В подводной части крупнотоннажных судов нужно применять окрашивание и протекторную защиту, обеспечивающие защиту от коррозии на четыре-пять лет. Нанесение трех слоев противо-обрастающей краски (три слоя ХВ-53 или два слоя ХВ-53 и один КФ-751) может защитить от обрастания до трех, а в отдельных случаях и до четырех лет.