Окрашивание ледоколов

Ледоколы. Суда ледокольного флота эксплуатируются в весьма жестких условиях. Поэтому к лакокрасочным материалам предъявляют специальные требования: они не должны терять прочности, разрушаться и отслаиваться при резких колебаниях температуры (от +35 до — 40 °С).

В период эксплуатации корпус судна не обрастает. Однако при ремонте на плаву или летних стоянках на базе подводная часть ледоколов подвергается интенсивному обрастанию и коррозии, вызванной влиянием балянусов и других обрастателей. В результате до начала работы во льдах скорость судна будет понижена. При непродолжительном переходе к месту работы этим можно пренебречь, в противном случае обрастание замедлит прибытие судна на место и потребует более значительного расхода топлива. Ледоколы, находящиеся на стоянке в южных районах, следует защищать от обрастания, нанося на противокоррозионное покрытие один-два слоя противообрастающей краски.

Промышленность выпускает ограниченный ассортимент красок, пригодных для использования на ледокольных судах. Лучшими свойствами обладает краска эпоксидно-каменноугольного типа («Инерта-160»), которая сохраняет свои свойства в течение почти четырех лет. Пригодны краски «Винюгард», «Реапокс ЛВ». Их выпускают черного, красного и кремового цветов. Краски полиуретановые, винилово-каменноугольные, эпоксидные и другие в этих условиях менее устойчивы.

Проводя во льдах караваны судов, ледокол носом или кормой разрушает или раздвигает лед. Покрытие неизбежно испытывает значительные нагрузки, способствующие его более быстрому износу. Эти участки корпуса нуждаются в применении усиленных схем защиты, т. е. нанесении дополнительных слоев краски.

Для достижения высоких эксплуатационных свойств покрытия следует наносить в теплое время года и выдерживать (высушивать) при температуре выше 18 °С в течение 25—35 сут.

Толщина покрытия при обычной схеме окрашивания должна составлять не менее 500 мкм, что обеспечивается нанесением двух слоев краски. При разбавлении ее 5—10%-ным растворителем необходимо наносить дополнительный слой краски.

Район переменной ватерлинии, где защитное покрытие разрушается от трения о дробящиеся льды и ударов о них, необходимо защищать окрашиванием по усиленной схеме, применяемой для защиты носа и кормы.

Борта ледокольных судов, надстройки, расположенные на палубах механизмы и оборудование окрашивают по обычной технологии. Фальшборт изнутри, наружные поверхности надстроек и т. п. перед зимней навигацией покрывают одним-двумя слоями специального лака, краски или состава, снижающего адгезию льда к судовым конструкциям. С этой целью применяют специальную палубную необмерзающую мастику или обладающую малой адгезией ко льду. На палубы металлические, покрытые деревянным настилом или нескользкой мастикой, также наносят подобные составы. Во время навигации по мере необходимости такие покрытия возобновляют.

Ледокол нового типа «Тиссен» (ФРГ) с плоской широкой носовой частью (рис. 7.19) обладает лучшей маневренностью. Попав на лед, судно выламывает большую плиту, чему способствует форма обводов носа корпуса. Образовавшаяся льдина скользит под днищем и раскалывается на части, которые отодвигаются в стороны под неразрушенный ледяной покров. Ширина носовой части превышает ширину остального корпуса, что исключает заклинивание и трение льда о борта. Для защиты от коррозии наносят три-два слоя краски «Инерта-160» или типа ЭП-72.


Рис. 7.19. Ледокол типа «Тиссен» с новым принципом прокладки фарватера.

1 — носовая часть выходит на лед; 2 — выломанная льдина разрушается по краям корпуса и раскалывается пополам; 3 — средняя часть корпуса отодвигает осколки под неразрушившееся поле; 4 — пробитый канал очищен от льда.



Из новых судов (фирмы «Раума-Репола») для эксплуатации в северных условиях следует выделить:
суда снабжения, доставляющие к месту работы самоходные лихтеры, транспортные машины, специальное оборудование, большегрузные контейнеры, сборные дома, продукты, топливо, вертолеты, людей (рис. 7.20);
суда-бетонозаводы, имеющие специальное оборудование (рис. 7.21), доставляющие строительные материалы, изготовляющие и подающие к местам строительства бетон и снабжающие их электроэнергией;
культмедбазы (рис. 7.22), прибывающие к месту развертывающихся работ для медицинского обслуживания и организации культурного отдыха. О внутреннем устройстве базы дает представление рис. 7.23.

Рис. 7.20. Судно снабжения, доставляющее персонал и оборудование к месту разворачиваемых работ.

Рис. 7.21. Судно-бетонозавод, обеспечивающее строительство материалами и электроэнергией.

Рис. 7.22. Культмедбаза, обеспечивающая медобслуживапие, отдых и культурные мероприятия.


Рис. 7.23. Внутреннее устройство культмедбазы.

1 — радиосвязь; 2— открытое кафе; 3 — открытая терраса для экипажа; 4 — жилые помещения; 5 — фойе; 6 — ресторан (кинотеатр), театр; 7 — общественные помещения для экипажа; 8 — медпункт; 9 — информационный стенд; 10— помещения приготовления пищи; 11 — бассейн, сауны; 12 — фотоателье, парикмахерская, ремонт обуви; 13 — аптека, библиотека, магазин, 14 — спортивный зал, прачечная.