Окрашивание надводной части, надстроек, дымовой трубы

Схему окрашивания надводной части и надстроек выбирают в зависимости от условий эксплуатации и назначения судна. Однако надежность защиты от коррозии и внешний вид судна зависят от качества покрытия, нанесенного на заводе, и характера ухода за судном при эксплуатации. Если начавшееся ржавление не будет своевременно устранено, то коррозия распространится по борту судна. В дальнейшем потеки воды, содержащие продукты коррозии, загрязняют борт, придавая ему неопрятный вид. Поэтому на судах необходимо тщательно следить за состоянием декоративного и защитного покрытия и при появлении признаков коррозии немедленно ее устранять.

Для получения прочных, мало изменяющих цвет, гладких глянцевых или полуматовых, хорошо отмывающихся от загрязнений покрытий применяют алкидные (глифталевые, пентафтале-вые), виниловые, полиуретановые, хлоркаучуковые, эпоксидные и другие эмалевые краски. Их наносят с помощью краскораспылителей любого типа, или валиковыми кистями, что ускоряет процесс окрашивания. Используя краскораспылитель с большим удлинителем и передвижное подъемное устройство, надводный борт можно грунтовать и окрашивать без устройства дорогих лесов.

На речных судах загрунтованные поверхности можно окрашивать двумя-тремя слоями эмульсионных красок, которые следует наносить краскораспылителем или валиковыми кистями. На пассажирских морских судах эмульсионные краски рекомендуется применять для подкрашивания уже окрашенной поверхности, очистив ее предварительно от загрязнений. Быстрое высыхание, безвредность, отсутствие запаха и огнеопасного растворителя позволяют использовать эмульсионные краски как во время рейса, так и при кратковременных стоянках судов в порту. Эти же краски могут быть использованы при подкрашивании на танкерах, паромах, сухогрузных, пассажирских судах, прогулочных катерах и т. п.

Для сохранения внешнего вида покрытия и продления срока его службы необходимо систематически ухаживать за окрашенной поверхностью: промывать или протирать ее моющими составами, не содержащими пожароопасных растворителей, удалять пыль, грязь и прочие загрязнения. Для промывания сильно загрязненных поверхностей рекомендуется применять пожаробезопасные синтетические моющие составы.

Не следует использовать для окрашивания надводного борта, надстроек, трубы, мачт, грузовых стрел, механизмов красок с матовыми пленками, которые в процессе эксплуатации подвергаются очень быстрому и сильному загрязнению. Даже используя моющие составы или растворители, полностью отмыть такие покрытия невозможно. Поэтому их приходится очень часто перекрашивать.

В районе надводного борта расположены бортовые лацпорты, требующие систематического наблюдения и подкрашивания. При погрузочных операциях в этом районе неизбежны повреждения покрытий. Кроме того, на острых кромках краска всегда разрушается быстрее. Поэтому острые края дверей и проемов необходимо защищать дополнительным слоем грунтовки и противокоррозионной краски.

Защита корпуса в районе привального бруса осуществляется в зависимости от его типа. У деревянного бруса очень тщательно окрашивают швы и участки корпуса, закрываемые брусом. Металлический брус покрывают изнутри грунтовкой и слоем противошумной и аналогичного назначения мастикой толщиной 2—3 мм. Необходимо также обратить внимание на тщательное окрашивание сварных швов. У резинометаллического бруса по усиленной схеме окрашивают закрываемые сварные швы на корпусе. Подошва бруса должна устанавливаться на слой противокоррозионной битумной мастики.

Фальшборт (рис. 7.15) окрашивают снаружи так же, как надводный борт, а изнутри — в светлый цвет, уделяя особое внимание сварным швам, стойкам, ребрам жесткости и т. д.




Рис. 7.15. Фальшборт.
1 — обшивка фальшборта;
2 — планшир;
3 — контрфорс;
4 — продольное ребро жесткости;
5 — холостая стойка;
6 — верхняя палуба.

Очень часто надстройки имеют волнистость и различные вмятины, не поддающиеся исправлению. Они становятся особенно хорошо заметными при окрашивании глянцевыми красками. Краски с полуматовой или матовой пленкой маскируют эти дефекты, но не устраняют их. Вмятины и неровности исправляют с помощью эпоксидных или перхлорвиниловых шпатлевок специального состава. Применять шпатлевки для улучшения отделки надстроек можно только в виде исключения; максимальная толщина слоя шпатлевки не должна превышать 2,5 мм.

Наружный кожух трубы окрашивают в зависимости от температуры его нагревания в процессе эксплуатации судна. При нагревании кожуха до 100 °С можно применять кремнийорганические эмалевые краски КО-34 и КО-96. Если температура выше 150 °С, используют краски КО-822 и КО-96. В некоторых случаях кожух окрашивают четырьмя слоями краски, приготовленной на лаке КО-08 или КО-815 и содержащей свинцовые или смешанные свинцово-титановые белила. Верх трубы окрашивают красками марок МС-17, ХС-510, КО-822 и другими в черный цвет. Кожух декоративной трубы красят так же, как надстройку.

Покрытие, подвергающееся постоянному действию высокой температуры, быстро стареет, на нем появляются трещины, пленка краски начинает разрушаться и отслаиваться от поверхности. Чем выше температура, тем быстрее происходят старение и разрушение покрытий. Поэтому такие поверхности необходимо часто перекрашивать.