Окрашивание плавучих и стационарных буровых установок, плавучих доков, паромов, эстакад

Буровые установки. В настоящее время появилось значительное количество плавучих и стационарных буровых установок, используемых для добычи газа, нефти и различных ископаемых. Успешная эксплуатация их невозможна без надежной защиты от коррозии опор установок или свайных оснований, на которых монтируют платформы, вспомогательные помещения, механизмы и оборудование.

При эксплуатации возобновлять покрытия в подводной части опор и по линии раздела вода — воздух, где коррозионные разрушения протекают наиболее интенсивно, весьма затруднительно. Поэтому до погружения установки в море она должна быть окрашена в соответствии с технологией, гарантирующей получение покрытия высокого качества.

Схему окрашивания следует выбирать с учетом нанесения покрытия, способного обеспечить защиту от коррозии на восемь-десять лет.

Принципиальные схемы защиты наиболее важных узлов находящихся в море буровых установок рассмотрены ниже.

Танки грязных вод изнутри следует окрашивать тремя-четырьмя слоями эпоксидно-каменноугольной эмали общей толщиной не менее 400 мкм; танки для сбора сырой нефти — слоем цинксиликатной краски толщиной 75 мкм и двумя-тремя слоями эпоксидно-каменноугольной эмали толщиной 250—300 мкм.

Палубу, надстройки снаружи, механизмы на палубе окрашивают слоем цинксиликатной краски толщиной 75 мкм, двумя слоями эпоксидной эмали толщиной 100 мкм и тремя слоями акриловой или алкидной эмали толщиной 75 мкм.

Машинные отделения, жилые и вспомогательные помещения внутри окрашивают одним слоем грунтовки толщиной 50 мкм, двумя-тремя слоями акриловой или алкидной эмали толщиной 90—100 мкм.

Опоры платформ окрашивают цинксиликатиым грунтом, а затем наносят слой толщиной 1000—1500 мкм противокоррозионной мастики с тиксотропными свойствами.

На буровых установках для подкрашивания и исправления покрытий на уровне ватерлинии используют приспособления кессонного типа. Специальные устройства, регулирующие отбор нефти и газа, за рубежом защищают от коррозии красками на эпоксидной основе, например «Интергард ХБ» («Текнос — Маалит»).

Плавучие доки. Доки состоят из понтонов, заполняемых водой перед подъемом судов, и башен, в которых размещаются механизмы, Насосные отделения, пульты управления, кладовые, мастерские и т. п. Для отделки наружных поверхностей применяют наиболее доступные краски алкидного типа или масляные. Подводную часть доков окрашивают по схемам, рассчитываемым на защиту от коррозии в течение 10—15 лет. Для этого наносят толстый слой (1000—1100 мкм) эпоксидно-каменноугольной краски или два слоя этой краски и два слоя вязкого каменноугольного лака со слюдой, цементом или смесью его с железным суриком (1:1). Общая толщина двух слоев лака 250—300 мкм. От обрастания доки не защищают. В случае необходимости обрастание удаляют водолазы.

Основные затруднения возникают при окрашивании имеющихся в понтоне балластных отсеков, куда трудно попасть и где всегда сыро, а на подволоках постоянно конденсируется влага. В них сложно установить вентиляционные установки и высокопроизводительные механизированные устройства для окрашивания, поэтому здесь часто применяют пастообразные покрытия типа мастики ПЖ или невысыхающей краски фирмы „Камрекс" (Англия). Краски, подогретые до 60—80 °С, наносят механизированным способом.

Стапель палубы дока предохраняют от ржавления. Для этого его окрашивают по мере износа покрытия красками (масляными и других типов). При окрашивании доков из железобетона применяют краски, пленки которых не разрушаются щелочами (пер-хлорвиниловые, хлоркаучуковые, полиуретановые, эпоксидные и др.). Для отделки внутренних жилых, служебных и вспомогательных помещений используют краски эмульсионного типа.

Паромы. Наружную отделку борта, фальшборта, надстроек, палубного оборудования и механизмов выполняют по технологии, принятой для окрашивания транспортных судов. Грузовые палубы окрашивают по технологии, применяемой на судах типа ро-ро. Пассажирские каюты отделывают в соответствии с классом помещений. Бары и киоски окрашивают и отделывают соответственно их назначению.

Паромы часто эксплуатируются в неблагоприятных условиях, поэтому для защиты их подводной части следует применять краски, хорошо сопротивляющиеся значительным механическим нагрузкам, например эпоксидно-каменноугольные («Инерта-160», ЭП-72), винилово-каменноугольные и др. Слой покрытия должен быть достаточно толстым (400—600 мкм) и до начала эксплуатации хорошо просушен. Наружную отделку возобновляют по мере необходимости.

При каждой постановке в док на подводную часть морских паромов следует наносить два слоя противообрастающей краски.

Эстакады, причалы. Эти сооружения нуждаются в тщательной защите от коррозии. Из-за трудной доступности к наиболее уязвимым участкам сооружений (низ настила, конструкции в зоне переменной ватерлинии и т. д.), большой сложности очистки от продуктов коррозии особое внимание следует уделять их первоначальному окрашиванию, которое выполняют по усиленным схемам.

Свайные основания окрашивают тремя слоями цинксиликатной или цинкэпоксидной краски (толщиной 300—350 мкм) и двумя слоями эпоксидно-каменноугольной краски (толщиной 300— 320 мкм). Находящиеся над водой опоры и верх эстакады, на который укладывают настил, окрашивают цинксиликатной грунтовкой (толщиной 75—50 мкм) и двумя слоями эпоксидной краски (со слюдой, баритом, алюминиевой пудрой) толщиной 350— 380 мкм. Верхнюю часть эстакады, конструкции, надстройки и изделия на эстакаде окрашивают тремя слоями цинксиликатной грунтовки (толщиной 125—150 мкм) и двумя слоями виниловой краски  толщиной 125—150 мкм).