Окрашивание с помощью краскораспылителей

Краскораспылителями любого типа можно окрашивать корпус и надстройки снаружи, верхние палубы, аппарели, а также различные места в легкодоступных и хорошо вентилируемых помещениях. В тесных помещениях и труднодоступных местах этот способ окрашивания непригоден вследствие образования значительного количества паров растворителя и пыли, состоящей из мелкораспыленной краски.

Применение краскораспылителей позволяет сократить время, необходимое на окрашивание судна, и при правильной работе добиться хорошего качества покрытия. Однако при недостаточном опыте краску, обладающую хорошей кроющей способностью (с алюминиевой пудрой, сажей, титановыми белилами, милори и т. п.), можно нанести чрезмерно тонким слоем, в результате чего качество защитного покрытия резко ухудшится.

При использовании пневматических краскораспылителей очень важно, чтобы сжатый воздух не содержал даже следов влаги и смазочных масел. Для этого вблизи краскораспылителей должны быть дополнительно установлены хорошо работающие масловодоотделители. В случае их отсутствия нанесенная пленка становится пористой, не защищает металл от коррозии и быстро разрушается.

Применение краскораспылителей с чрезмерно большим соплом и неравномерной подачей краски вызывает на окрашенной поверхности появление потеков. Пытаясь нанести слой краски, который сразу укрыл бы окрашиваемую поверхность, недостаточно опытный работник подносит краскораспылитель очень близко к окрашиваемой поверхности. В результате также появляются потеки краски и неравномерно окрашенные участки.

Качество окрашивания зависит и от того, как перемещают краскораспылитель вдоль окрашиваемой поверхности. При отсутствии навыка краскораспылитель перемещают не параллельно окрашиваемой поверхности, а по дуге (рис. 7.7). Поэтому в центре пленка будет очень толстой, а по краям тонкой.


Рис. 7.7. Передвижение краскораспылителя вдоль окрашиваемой поверхности.

АА — правильное; ББ — неправильное.

Недостаточный уход за краскораспылителем, небрежная его промывка или применение непрофильтрованной краски приводят к засорению канала, по которому подается краска. Таким краскораспылителем работать нельзя: на поверхности появляются непрокрашенные места.

В случае несвоевременного выключения курком подачи краски по окончании окрашивания полосы или перерывов в работе, после которых окрашивание начинают с уже окрашенных участков, очень трудно избежать появления пятен. Устранить их может квалифицированный работник.

Наиболее часто встречающаяся ошибка — неправильное положение краскораспылителя по отношению к окрашиваемой поверхности. Он всегда должен находиться под углом 90°, только в этом случае краска будет нанесена ровным слоем (рис. 7.8). Как быстро определить оптимальное расстояние краскораспылителя от окрашиваемой поверхности, показано на рис. 7.9.


Рис. 7.8. Правильное положение краскораспылителя при работе.


Рис. 7.9. Определение оптимального расстояния краскораспылителя от окрашиваемой поверхности.

Окрашивая с помощью краскораспылителя, краску наносят полосами в горизонтальном или вертикальном направлении. На рис. 7.10 показана последовательность передвижения краскораспылителя при горизонтальном окрашивании. Работу начинают сверху, доведя полосу краски до границы окрашиваемой поверхности, краскораспылитель перемещают вниз от нанесенной полосы на ширину последней. При этом прекращают подачу воздуха и краски. Второй слой краски наносят, перемещая краскораспылитель влево, и т. д. Для получения сплошного покрытия необходимо, чтобы край последующей полосы перекрывал ранее нанесенную наполовину отпечатка факела.



Рис. 7.10. Последовательность передвижения краскораспылителя при горизонтальном окрашивании.

1 — оптимальное расстояние от окрашиваемой поверхности, мм;
2 — отсюда надо начинать работу;
3 — здесь надо нажать курок;
4 — так следует перекрывать каждый нанесенный слой краски.

Перемещая краскораспылитель сверху вниз, наносят две вертикальные полосы краски по краям поверхности. На остальную поверхность покрытие наносят, как при обычном горизонтальном окрашивании.

Очень важно научиться правильно окрашивать наружные углы и выступающие части, экономя при этом краску (рис. 7.11, а). Обычный способ окрашивания в этом случае непригоден, так как он сопровождается повышенным расходом краски и загрязнением воздуха (рис. 7.11, б).


Рис. 7.11. Окрашивание краскораспылителем наружных углов: а — правильное; б — неправильное.


Рис. 7.12. Окрашивание углов в помещениях.

Углы помещений, а также трюмов, цистерн, диптанков и т. п. окрашивают, как показано на рис. 7.12. Вначале краску наносят вдоль угла сверху вниз. Работу продолжают, нанося краску на переборки, начиная от края окрашенной поверхности. Это позволяет избежать окрашивания угла толстым слоем.

При окрашивании пневматическими краскораспылителями необходимо знать и уметь быстро устранять неисправности краскораспылителя, вызывающие дефекты покрытия. Нельзя работать с грязным краскораспылителем. Засохшая в центральном или боковых отверстиях сопла краска или загрязнения искажают форму факела. В этом случае необходимо прекратить работу, промыть и прочистить распыливающую форсунку (загрязнение центрального отверстия форсунки или неправильная ее сборка вызывают неравномерное распределение краски в факеле).

Линзообразный отпечаток наблюдается при слишком низком давлении воздуха в процессе распыления, очень высокой вязкости лакокрасочного материала или использовании сопла с чрезмерно большим диаметром.

Шагрень появляется в случае введения в краску несоответствующего разбавителя, неправильного нанесения краски, плохого ее перетира, неправильной подготовки поверхности перед окрашиванием.

Струя краски становится прерывистой в следующий случаях: уровень краски в бачке ниже отверстия трубки, по которой подается краска, при повреждении трубки, частичной закупорке сопла, использовании лакокрасочного материала с очень высокой вязкостью.

Факел в виде восьмерки или двух отдельных факелов малого диаметра с плотной окраской в центре и легкой по краям наблюдается тогда, когда давление очень высокое или когда стремятся получить широкий факел при работе с очень жидкой краской. Необходимо уменьшить размеры факела, понизить давление воздуха и увеличить вязкость краски.

Если за краскораспылителем нет надлежащего ухода, то в результате нарушается плотность сальников, появляется грязь между наконечником и корпусом краскораспылителя или попадает воздух в шланг, подающий краску, возникают дефекты окрашивания. Краска разбрызгивается и не окрашивает, а загрязняет поверхность. Чтобы устранить этот дефект, нужно отремонтировать краскораспылитель. При недостаточном давлении воздуха образуется факел, в центре которого будут заметны отдельные крупные капли краски.

Окрашивая подогретыми лакокрасочными материалами, необходимо иметь в виду, что в процессе нагревания снижаются их вязкость и поверхностное натяжение. Это позволяет выполнять работу без дополнительного разведения красок растворителями и получать более толстые и плотные покрытия. Степень изменения вязкости зависит от пленкообразующей основы, входящей в состав краски, и температуры, при которой выполняется работа.

На рис. 7.13 показано, как изменяется температура лакокрасочных материалов во время нанесения краскораспылителем, удаленным на различные расстояния от окрашиваемой поверхности. Краска при этом охлаждается до температуры рабочего помещения. При нанесении обычным способом температура краски у поверхности окрашиваемой конструкции на 10—15 °С ниже исходной температуры распыляемого материала.


Рис. 7.13. Температура подогретого лакокрасочного материала на различном расстоянии от сопла краскораспылителя.

Наносить в подогретом состоянии можно лакокрасочные материалы, которые при нагревании до определенной температуры не подвергаются химическим изменениям, хорошо распыляются и образуют покрытия высокого качества. К таким материалам относятся нитролаки и нитроэмали, глифталевые, нитроглифталевые, пентафталевые, битумные и каменноугольные лаки и эмали, меламиноалкидные, мочевиноформальдегидные, нитроэпоксидные, масляно-водоэмульсионные и перхлорвиниловые эмали, эмали марки ХВ-113 (перхлорвиниловые эмали других марок для окрашивания в подогретом состоянии непригодны, при распылении они образуют нити, тянущиеся от распылителя к изделию).

По противокоррозионным и другим свойствам покрытия, нанесенные с предварительным подогревом, не уступают покрытиям, нанесенным при нормальной температуре кистью.

При нанесении неподогретых красок из их пленок выделяется до 60 % растворителя; в связующем и между частицами пигмента образуется значительное количество микропор. Из красок, наносимых в подогретом виде, избыток растворителя удаляется сразу после выхода материала из сопла краскораспылителя. Поэтому в нанесенном покрытии количество растворителя незначительно, оно обладает меньшей пористостью, большей прочностью и глянцем, чем получаемое без подогревания.