Подготовка к грунтованию и окрашиванию легких сплавов, цветных и оцинкованных металлов

Легкие сплавы. Их применяют для изготовления корпусов судов на подводных крыльях или воздушной подушке, переборок в надстройках, в рефрижераторных помещениях, для зашивки изоляции, корпусов приборов и в ряде других случаев. Из легких сплавов делают шлюпки, спасательные плотики, палубную мебель и т. д. Некоторые материалы, способные к быстрому окислению, недостаточно устойчивы к действию щелочных растворов. Пониженная адгезия к ним подавляющего числа грунтовок и красок вызывает большие затруднения при подготовке их к грунтованию и окрашиванию.

Поверхности из алюминия и его сплавов. Подготовка их к грунтованию и окрашиванию должна начинаться с расконсервации листов, профиля или литья.

В тех случаях когда установка для расконсервации отсутствует, бумагу и смазку удаляют вручную, обезжиривают очищенную поверхность с помощью моющего раствора или растворителя (уайт-спирита). Маркировочные надписи удаляют кистью (или тампоном), смоченной растворителем. Подготовленные таким образом листы и профиль оксидируют и обрабатывают, как указано ниже.

Оксидирование может осуществляться электрохимическим (анодным) или химическим способами. В первом случае образуется окисная пленка толщиной до 10 мкм, во втором — пленка толщиной 0,3—0,8 мкм. В зависимости от состава электролита анодное электрохимическое оксидирование может быть сернокислотным или хромокислотным. Оксидирование выполняют в ванне с соответствующим электролитом. Оксидирование химическим способом производится путем погружения листов, профиля или деталей в горячий раствор кальцинированной соды и хромовокислого натрия.

После оксидирования листы, профиль или детали промывают горячей водой, высушивают и не позже чем через 24 ч после окончания оксидирования покрывают грунтовкой определенной марки. При более длительном хранении оксидная пленка загрязняется, в отдельных случаях это может потребовать повторного оксидирования.

Листы металла, предназначенного для конструкций, которые будут эксплуатироваться в лучших условиях, чем подводная часть корпуса, а также листы из коррозионно-стойких алюминиево-магниевых сплавов после удаления бумаги и обезжиривания можно загрунтовать без оксидирования.

Литье очищают от формовочной земли, устраняют дефекты: крупные — заваркой или эпоксидными шпатлевками, мелкие — пропитыванием бакелитовым или каким-либо другим лаком, хорошо проникающим в поры и превращающимся в плотную и нерастворимую после термической обработки массу. Затем литье очищают от наплывов лака, обезжиривают и покрывают грунтовкой.

Следует иметь в виду, что конструкции и листы, на которых имеются сварочные швы, а также детали, приваренные электросваркой, могут подвергаться только хромово-кислотному оксидированию.

Подготовка ранее эксплуатировавшихся судов или конструкций из легких сплавов для грунтования заключается в удалении с их поверхности разрушившейся краски, выявления участков коррозионных разрушений, тщательной очистке металла от продуктов разрушения и заделке этих участков с помощью эпоксидных или полиуретановых шпатлевок. Способ устранения подобных дефектов в каждом случае определяется конкретными условиями. Принципиально способ устранения обнаруженных дефектов состоит в следующем. На очищаемую поверхность наносят пасту, размягчающую краску, с помощью стального, а затем дюралевого шпателя или скребка осторожно очищают поверхность от краски, удаляют продукты коррозии, обезжиривают очищенный участок, сушат и наносят слой грунтовки, представляющей собой разбавленную шпатлевку ЭП-00-10. После высыхания язвы заделывают шпатлевками. Выровненную поверхность подсушивают, покрывают грунтовкой и окрашивают.

Краски горячей сушки удаляют органическими смывками. Смывки щелочного характера для очистки алюминиевых конструкций или изделий применять нельзя.

Листы, профильный прокат, конструкции из легких сплавов можно очищать от коррозии или остатков краски дробеметным способом, используя для этого алюминиевую дробь.

Судно нельзя построить без применения сварки. Между тем оксидная пленка затрудняет сварку, поэтому в местах, где предполагается приварить детали или сформировать сварной шов, такую пленку удаляют. Если эту операцию выполняют умело и внимательно, то участки с удаленной пленкой составляют не более 15 % всей поверхности. Если же очистку производят случайным инструментом, не представляя заранее, где будет находиться сварной шов или крепиться деталь, то участки с поврежденной пленкой могут занимать 50—75 % поверхности. В таких случаях оксидирование заменяют нанесением фосфатирующих грунтовок, тщательно проверяя подготовку под окрашивание.

Оцинкованные поверхности. Основной недостаток оцинкованных поверхностей — низкая адгезия к ним подавляющего большинства грунтовок и красок. При подготовке к грунтованию и окрашиванию такие поверхности необходимо не только очистить и устранить на них очаги коррозионных повреждений, но и выбрать способы обработки, которые устранили бы этот недостаток.

Оцинкованные поверхности осматривают, удаляют разрушившуюся оцинковку, очищают основной металл, обезжиривают и подправляют оцинковку на дефектных местах. Все дефектные места после очистки от загрязнений обезжиривают и покрывают равномерным слоем грунтовки протекторного типа, заменяющей оцинковку. После устранения дефектов оцинкованные поверхности обезжиривают и покрывают грунтовкой нужного типа (ВЛ-02, КФ-030, ГФ-031, ФЛ-ОЗЖ, АК-070).

Если оцинкованные поверхности подвергнуть фосфатированию, то это повысит адгезию к ним лакокрасочных покрытий и улучшит противокоррозионные свойства самого цинкового покрытия. Фосфатирование деталей или конструкций осуществляют в растворе,
содержащем в 1 л воды 33 г препарата «Мажеф», 60 г азотнокислого цинка, 3 г азотно-кислого натрия. Обработку проводят в течение 15—20 мин при температуре 18— 20 °С.

Значительные трудности возникают при подготовке к грунтованию эксплуатирующихся судов или конструкций с оцинкованными поверхностями. Остатки старых красок с таких поверхностей приходится удалять с помощью смывок органического типа. Размягчившуюся краску удаляют дюралевыми или деревянными шпателями, так как при работе стальными скребками, щетками или шпателями можно повредить и разрушить слой цинка. Прочно держащуюся краску и грунт не удаляют, а только очищают от загрязнений и обезжиривают участки разрушенного грунта; если цинковые покрытия также повреждены, то в этих местах наносят слой протекторной грунтовки, после ее высыхания всю поверхность обезжиривают. Допускается удалять остатки старой краски и очищать участки с разрушившимся цинковым покрытием дробеструйным способом.

Поверхности из меди, ее сплавов и свинца. На изделиях из меди и ее сплавов краска хорошо держится в том случае, если на их поверхности не имеется пленки окислов. Такая пленка образуется необычайно быстро, поэтому подготовка под грунтование и само грунтование изделий из меди и ее сплавов должны проводиться в очень сжатые сроки. Подготовку начинают с удаления окисной пленки, что делают механическим путем, используя мелкозернистую шкурку. Затем очищенные поверхности обезжиривают, высушивают и немедленно, пока на них вновь не образовалась пленка окислов, покрывают слоем грунтовки (ВЛ-02, ВЛ-023, ФЛ-ОЗЖ, АК.-069, АК-070). Вся эта операция должна быть выполнена в течение 20—40 мин. Поэтому нельзя заранее подготавливать большие поверхности, а затем наносить на них грунтовку. Если по каким-либо причинам в течение указанного срока грунтовка не была нанесена, то очистку и обезжиривание повторяют.

Свинец отличается более быстрой способностью к окислению, чем медь, поэтому на очищенную и обезжиренную поверхность свинца грунтовку необходимо наносить в течение 10—15 мин после очистки.