Особенности условий эксплуатации и защиты от коррозии судов, их отдельных районов и конструкций

Подводная часть корпуса, район переменной ватерлинии, надводный борт, надстройки, палубы

У каждого судна наиболее уязвимы в коррозионном отношении наружная обшивка корпуса, надстройки и палубы. В зависимости от условий эксплуатации корпус может быть подразделен на несколько районов: подводную часть, район переменной ватерлинии, надводный борт, надстройки и палубы.

Подводная часть корпуса подвергается постоянному воздействию воды различной солености, летом, особенно в тропиках, очень теплой, зимой в высоких и низких широтах, а также в умеренном климате — холодной.

В подводной части корпуса находятся различного рода обтекатели. Лобовые участки их поверхности испытывают большее, нежели другие, воздействие воды. Поэтому разрушение защитного покрытия, обрастание и коррозия здесь наиболее интенсивные.

Район переменной ватерлинии, небольшой по размерам у пассажирских судов, достигает 4—6 м у сухогрузных и некоторых других судов, 10—12 м и более у крупнотоннажных танкеров. Он всегда находится в условиях длительного переменного воздействия воды, кислорода, солнечного света, нагревания и охлаждения, обтекания струями воды, образующимися при движении судна, насыщенными воздухом и оказывающими абразивное действие. Попадание на окрашенную поверхность плавающих нефтепродуктов вызывает размягчение защитного покрытия, а частые швартовки приводят к его механическим повреждениям.

Для защиты района переменной ватерлинии, где быстрее всего возникают коррозионные повреждения, в настоящее время применяют специальные краски, пленки которых обладают большой механической прочностью, хорошей эластичностью, высокой адгезией, выдерживают длительное частое намокание, очень мало подвергаются влиянию кислорода воздуха и солнечных лучей, истирающему действию вязкой струи воды, насыщенной воздухом.

Надводный борт, надстройки и палубы, эксплуатирующиеся в более благоприятных условиях, чем подводная часть корпуса или район переменной ватерлинии, необходимо систематически осматривать, устраняя очаги коррозионных разрушений.

Надводный борт вместе с фальшбортом защищают красками, обладающими хорошими противокоррозионными и декоративными свойствами, полуматовыми или глянцевыми, хорошо отмывающимися от загрязнений.

Надстройки на судах могут быть изготовлены из стали, легких сплавов и даже из стеклопластика. Наиболее часто коррозионные повреждения появляются в местах сопряжения надстройки с корпусом, где застаивается вода и скапливается грязь, в районах плохо защищенных сварных швов, на участках, где имелись наварыши и т. п.

Надстройки стальные и из легких сплавов окрашивают так же, как надводный борт, по схемам, рекомендованным для окрашивания корпусов судов, а надстройки из стеклопластика — по упрощенной схеме, только для придания необходимого декоративного вида. Расположенные на палубе различного рода мачты, грузовые стрелы, краны окрашивают по технологии, применяемой для палуб или надстроек.

На верхних палубах, сильно нагревающихся днем и быстро охлаждающихся ночью, особенно часто возникает интенсивная коррозия. Основные причины ее возникновения — плохая подготовка поверхности перед окрашиванием, неправильно выбранные схемы защиты и технология нанесения покрытий, неудовлетворительный уход за окрашенными палубами.

На верхних палубах наиболее уязвимы места, где скапливается грязь и застаивается вода, например ватервейсы, лобовые стенки надстроек, комингсы люков, шпигаты, участки под трубопроводами, кнехты, киповые планки и т. д. Их требуется тщательно и своевременно очищать от грязи; нужно удалять с них влагу, плохо держащуюся и разрушающуюся краску. Краска должна обладать высокой водостойкостью, хорошей адгезией и эластичностью.

Если на палубе предусмотрен деревянный настил, то перед его укладкой металлическую палубу и доски настила снизу окрашивают масляной густотертой краской. Укладывают настил на еще сырую краску, заполняющую зазоры и неровности. Защите палуб от коррозии необходимо уделять внимание еще при постройке (в секциях). На рис. 3.1 показана секция, очистка и окрашивание которой изнутри возможны только до установки в корпус. Окрашивание переборок с двойным дном затруднительно (рис. 3.2). Здесь хорошую защиту от коррозии можно обеспечить только при выполнении подготовительных и окрасочных работ в секциях.


Рис. 3.1. Секция с палубой и грузовым люком.


Рис. 3.2. Секция с переборкой и частью двойного дна.

Палубы эксплуатирующихся судов наливного флота, особенно плавающих в районах с тропическими условиями, необходимо окрашивать теплоотражающими красками.