Расположение и назначение судовых помещений

В корпусе и надстройках любого судна имеются специально оборудованные помещения. Количество, размеры и расположение помещений, а также их оборудование определяются назначением и условиями эксплуатации судов. Строгого деления таких помещений нет, однако могут быть выделены, например, следующие группы: жилые, служебные, бытовые, санитарно-гигиенические, общественные, специальные, вспомогательные.

Жилые помещения для пассажиров делят на каюты «люкс», I, II и III классов или туристского класса. Каюты экипажа состоят из кают комсостава и команды.

К служебным относятся помещения: административные, главных, вспомогательных и палубных механизмов, различные мастерские и т. п.

Бытовыми помещениями считают косметические и парикмахерские салоны, камеры хранения, лавки, киоски и т. п.

Санитарно-гигиенические помещения объединяют амбулаторию, операционную, лазарет, душевые и др.

Общественными помещениями считают салоны музыкальные, кинозалы, дискотеки, рестораны, кафе, буфеты и т. п.

Специальные помещения — это рубки различного назначения, гребных электродвигателей, аккумуляторные, трансформаторные, кондиционирования воздуха и др.

К числу вспомогательных помещений относят белье вые, плотницкие, прачечные, сушильные, кладовые, провизионные, трюмы.

Общее представление о расположении помещений на сухогрузном и нефтеналивном судах дают рис. 1.3 и 1.4. На этих судах имеются: грузовые помещения для перевозки генеральных, сыпучих или жидких грузов. К таким помещениям относятся твиндеки, трюмы, танки. Кладовые для хранения различного инвентаря: малярные, фонарные, шкиперские, электрооборудования и т. д.


Рис. 1.3. Расположение помещений на сухогрузном судне. 1 — румпельное отделение; 2 — цистерна пресной воды; 3 — ахтерпик; 4 — машинное отделение; 5 — рефрижераторное помещение; 6 — твиндек; 7 — цепной ящик; 8 — кладовая; 9 — форпик; 10, 12, 13 — диптанки, 11, 14 — грузовые трюмы; 15 — балластная цистерна; 16, 17 — топливные цистерны; 18 — цистерна смазочного масла; 19 — цистерна питательной воды.


Рис. 1.4. Расположение помещений на нефтеналивном судне.

1,2 — кладовые; 3 — сухогрузный трюм; 4 — форпик; 5 — диптанк; 6, 10 — коффердамы; 7 — насосное отделение; 8 — грузовые танки; 9 — грузовое насосное отделение; 11 — топливная цистерна; 12 — машинное отделение; 13 — цистерна питательной воды; 14 — ахтерпик; 15 — кормовой танк; 16 — котельное отделение; 17 — румпельное отделение; 18 — танки второго дна.

Машинно-котельные помещения используют для размещения главных энергетических установок, вспомогательное механизмов, котлов, компрессоров, насосов, аккумуляторов, преобразователей тока, электростанций и т. п. Посты управления включают радиорубку, рулевую, помещение гирокомпаса, штурманскую и др. В них расположены навигационные приборы, оборудование, судовые радиоустановки, станции пожаротушения и т. д.

Значительно сложнее внутреннее устройство мощных ледокольных судов, представляющих крупнейшие сооружения (рис. 1.5). Здесь предусмотрено все необходимое для работы в трудных полярных условиях. Окрашивание их рассмотрено в гл. 7.


Рис. 1.5. Внутреннее устройство крупного ледокола.

1, 2 — носовое и кормовое машинные отделения, 3 — отделение гребных электродвигателей; 4 — плавательный бассейн; 5 — грузовой трюм; б — кормовая рулевая рубка; 7 — ангар вертолета; 8 — малярная; 9 — рулевая рубка; 10 — столовая; 11 — провизионная; 12 — якорный шпиль.

В связи с интенсивным освоением Севера построено большое количество барж, толкачей, судов грузовых, буксирных, колонкового бурения, исследовательских, танкеров и др., рассчитанных на эксплуатацию в арктических условиях.

Газовозы, на которых перевозят сжиженные газы, оборудованы четырьмя — шестью емкостями шарообразной формы. Верхняя часть их выступает над палубой, придавая судну своеобразный профиль (рис. 1.6). Служебные, жилые и вспомогательные помещения сосредоточены в кормовой надстройке, где расположены и каюты экипажа.


Рис. 1. 6. Расположение помещений на газовозе. 1 — цепной ящик; 2 — форпик; 3 — отделение приводных двигателей; 4 — отделение грузовых насосов и компрессоров; 5 — промежуточная цистерна; 6 — сферические грузовые цистерны; 7 — машинное отделение.

Характерной особенностью судов с горизонтальной грузообработкой (ро-ро) является наличие забортных аппарелей, лацпортов (бортовых вырезов), через которые осуществляются погрузочно-разгрузочные работы, а также широких палуб, удобных для быстрого размещения колесной техники — автомашин, трейлеров и других грузов, перемещаемых накаткой (рис. 1.7).


Рис. 1.7. Расположение грузовых помещений на судне ро-ро: а — вдоль судна; б — на палубах.