Общие сведения о судах

Архитектурно-конструктивные типы и классификация судов

Судно представляет собой плавучее сооружение, предназначенное для перевозки грузов и пассажиров, водного промысла, добычи полезных ископаемых, спортивных состязаний и других целей.

Одной из важнейших характеристик судна, обеспечивающих безопасность его плавания, является прочность, не изменяющаяся в процессе эксплуатации. Постоянный контакт с водой различной солености, влияние кислорода воздуха, соприкосновение с перевозимыми грузами, многие из которых обладают агрессивными свойствами, наличие труднодоступных мест, где практически невозможно своевременно обнаружить и устранить коррозию,— все это способствует возникновению и быстрому развитию коррозионных процессов, ослабляющих прочность судна. Поэтому при постройке, эксплуатации и ремонте судов необходимо принимать меры для защиты их от коррозии и обрастания. К ним в первую очередь относится своевременное окрашивание, правильное выполнение которого возможно только при хорошем знании устройства судна.

Архитектурный тип судна определяется формой корпуса, числом и расположением надстроек, рубок, палуб, дымовых труб и т. п. Внешний вид судна зависит и от его основного назначения: так, на архитектуру грузового судна оказывает влияние оборудование, обеспечивающее быстрое выполнение погрузочно-разгрузочных операций.

В зависимости от числа и расположения надстроек различают следующие архитектурно-конструктивные типы:
одноостровные суда, имеющие одну надстройку,— бак или ют. Удлиненный бак характерен для судов, работающих в тяжелых условиях (ледоколы, морские буксиры, спасатели). У промысловых судов, оборудование которых расположено в носовой части корпуса, удлиненный ют;
двухостровные суда с двумя надстройками: обычно бак и ют, удлиненный бак или удлиненный ют. Это, как правило, суда, перевозящие жидкие или сыпучие грузы разного назначения;
трехостровные суда — с носовой, кормовой и средней надстройками;
суда со сплошной надстройкой по всей длине, обычно относящиеся к двухпалубным. Они используются для перевозки легких грузов большого объема или размещения в них обрабатывающих заводов;
гладкопалубные суда без надстроек. На верхней палубе этих судов находятся только рубки. Такая архитектура характерна для ледокольных судов;
квартердечные суда, имеющие квартердек, т. е. местный подъем верхней палубы на 0,8—1,2 м в кормовой части. К ним относятся промысловые суда, работающие в очень тяжелых морских условиях.

Суда классифицируют по различным признакам, например по районам плавания, назначению судов, материалу корпуса и т. д.

По районам плавания гражданские суда разделяются на морские (неограниченного, ограниченного и прибрежного районов плавания), рейдовые, внутреннего плавания (озерные и речные) и смешанного плавания типа «река — море».

По назначению различают суда следующих типов: транспортные, промысловые, служебно-вспомогательные и суда технического флота.

Транспортные суда подразделяются на:
пассажирские (суда для обслуживания регулярных линий, туристских путешествий или круизов, массовых перевозок людей и суда местного сообщения);
грузовые — делятся на сухогрузные (универсальные и специализированные; суда с горизонтальной грузообработкой, рефрижераторные суда, контейнеровозы, лихтеровозы, суда для перевозки навалочных грузов, лесовозы; комбинированные суда, т. е. приспособленные для перевозки нескольких определенных грузов,— нефтерудовозы, универсальные нефтесухогрузные суда) и наливные (танкеры для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов, химовозы, газовозы и др.);
грузопассажирские (для перевозки грузов и пассажиров). Промысловые суда делят на добывающие (траулеры, дрифтеры, сейнеры, краболовные и тунцеловные суда, ярусники и др.), добывающе-перерабатывающие (траулеры-заводы, консервные, посольно-свежьевые траулеры), перерабатывающие плавучие базы (производственные рефрижераторы) и приемотранспортные суда (транспортные рефрижераторы, живорыбные и др.).

Служебно-вспомогательные суда разделяют на обслуживающие (буксиры, обеспечивающие буксировку больших судов в узкостях и портах или несамоходных судов, ледоколы, буксиры-спасатели, пожарные, водолазные суда и др.), служебные (медико-санитарные, научно-исследовательские, учебные и пр.).

Суда технического флота подразделяют на: грунтовозные самоходные шаланды, дноуглубительные снаряды, крановые суда, плавучие доки, плавучие краны, плавучие мастерские, в том числе для окрасочных работ, суда-нефтесборщики, а также суда, предназначенные для выполнения строительных, лесосплавных, мелиоративных и буровых работ, электростанции плавучие и т. п.