Сырье и вспомогательные материалы

Судостроительные заводы нужные лакокрасочные материалы получают в готовом к употреблению виде. В исключительных случаях некоторые из них готовят на месте, используя пигменты, наполнители, пластификаторы, отвердители, активаторы, ускорители, растворители, сиккативы, связующие.

Пигментами называют сухие красящие вещества минерального происхождения (мумия, охра, сиена, железный сурик и др.), не растворяющиеся в связующем. Их применяют для придания грунтовкам, краскам, эмалям нужного цвета и повышения водоустойчивости.

Выбор пигментов зависит от требований, предъявляемых к покрытию. Противокоррозионные покрытия должны иметь пигменты, подавляющие коррозию (свинцовый сурик, хромат свинца и др.); в теплоотражающие покрытия вводят пигменты чешуйчатого типа (пудру алюминиевую, слюду) и т. д. Предупредительные надписи, специальные указатели, спасательные средства, навигационные знаки окрашивают эмалями, в состав которых входят флюоресцентные пигменты. Пленки таких покрытий особенно хорошо заметны при слабом рассеянном свете, в туманную погоду, в вечернее время.

С целью улучшения противокоррозионных свойств покрытий и снижения расхода пигментов часть последних заменяют специальными веществами — аэросилом, микроасбестом, микрослюдой, тальком и другими, которые называют наполнителями.

Защитные свойства покрытия будут тем лучше, чем более высокую эластичность оно сохранит при эксплуатации. Поэтому в связующую основу вводят пластификаторы (дибутилфталат, диоктилфталат), представляющие вязкие, невысыхающие соединения с высокой температурой кипения. Они надежно и длительно пластифицируют покрытия. Минеральные масла и смазки в качестве пластификаторов непригодны.

Существует ряд лакокрасочных материалов (полиуретановые, эпоксидные и др.), высыхание и превращение которых в прочные, влагонепроницаемые покрытия происходят только в присутствии специальных соединений, называемых отвердителями. Из них в судостроении используют: дигликольуретан (ДГУ), диизоцианаты, изоцианаты, кетимины, малеиновый ангидрид, гексаметилендиа-мин (ГМДА), полиэтиленполиамин (ПЭПА), отвердители № 1,2, 3, 4, 5. Отвердители № 2—5 допускают варьирование соотношения компонентов, они меньше склонны к кратерообразованию и обладают большей жизнеспособностью. Значительно повышает эластичность покрытий применение низкомолекулярных отвердителей разных типов (Л-18, Л-19, Л-20, Л-21, ПО-90, П0-200, ПО-ЗОО).

Отверждение пленок некоторых материалов происходит недостаточно быстро. В этом случае применяют активаторы или ускорители (диметиланилин, нафтенат кобальта, октоат цинка). Использование активаторов, например перекиси бензоила, и ускорителей связано с возможностью взрыва, поэтому должно происходить под наблюдением центрально-заводской лаборатории.

Применение различной технологии окрасочных работ (кистью, краскораспылителем и т. п.) обеспечивается поставкой красок практически в виде полуфабрикатов, которым на месте придают нужную вязкость. Это делается введением в них небольшого количества растворителей.

Растворителями называют органические летучие жидкости, способные растворять пленкообразующую основу, снижая ее вязкость. Среди растворителей различают активные и разжижители. Первые непосредственно растворяют пленкообразующую основу, вторые только снижают ее вязкость.

Использование растворителей с низкой температурой кипения сокращает время высыхания пленок. Однако при этом происходит сильное охлаждение окрашенных поверхностей, в результате которого на пленке конденсируется влага, а это снижает адгезию, уменьшает прочность, изменяет цвет покрытия.

Изменение вязкости алкидных эмалей и красок обеспечивают введением растворителей 651, Р-13, Р-14, РС-2; масляных красок — уайт-спиритом, сольвентом, 651, Р-4, Р-24, РС-2; меламино-и мочевиноформальдегидных — 646, Р-6, РС-1; нитроцеллюлозных лаков и эмалей — 647, 648, 649, 650, КР-36; фенолформальдегидных Р-4, РКБ-1, эпоксидных Р-40, РС-4, РЭ-4
К числу растворителей, применение которых в судостроении запрещено, относятся бензол, дихлорэтан, трихлорэтан, хлорбензол.

Практически все растворители представляют собой горючие жидкости, поэтому при работе с ними необходимо принимать меры к устранению возможности возникновения пожара.

В связи с тем что высыхание растительных масел происходит медленно, для ускорения этого процесса в связующую основу вводят сиккативы — соединения, ускоряющие процесс высыхания. Сиккативы различают по металлу, входящему в их состав (свинцовые, кобальтовые, марганцовые, кальциевые, железные и др.), по типу кислот, использованных для изготовления (смоляные, жирные, нафтеновые) и по способу приготовления (осажденные, плавленные).

При нанесении покрытий в судостроении используют некоторые вспомогательные материалы, снижающие взрывоопасность работ, улучшающих качество покрытий, облегчающих подготовку под окрашивание. Антистатики представляют сложные химические соединения, устраняющие сопротивление пленок покрытий и накопления статического электричества, являющегося причиной взрыва. Поверхностно-активные добавки используют для улучшения смачивающей способности лакокрасочных материалов, что улучшает их розлив, повышает адгезию, значительно снижает шероховатость окрашенной поверхности. Применение модификаторов, или преобразователей ржавчины, облегчает подготовку поверхностей, позволяя окрашивать суда или конструкции в том случае, если с их поверхности не удалена полностью ржавчина.

Органические смывки АФТ-1, СП-7, СПС-1, водоэмульсионные СЭУ-1 и СЭУ-2, СД (об), СД (сп) и другие применяют для очистки поверхностей от старых прочно держащихся лакокрасочных покрытий. Они представляют собой пастообразные огнеопасные материалы, которые состоят из смеси органических растворителей, загущенных нафталином, парафином, целлюлозой, церезином и аналогичными материалами.