Трюмы, танки и цистерны

Трюмы сухогрузных судов. Суда, предназначенные для перевозки сухих грузов, имеют грузовые трюмы и твиндеки, диптанки, цистерны различного назначения и другие помещения, отличающиеся по своим конструктивным особенностям. Такие суда бывают универсальными, используемыми для перевозки легких грузов, и специализированными. Последние предназначены для перевозки грузов только определенного вида.

Высокое абразивное действие большинства перевозимых грузов, особенно агломерата, руды, песка, угля, зерна, требует применения абразивоустойчивого покрытия с высокой адгезией к окрашиваемой поверхности. Приходится часто осматривать дефекты покрытия на подволоках, переборках и днище трюмов и исправлять их. На судах, перевозящих зерно и сахар, при исправлении поврежденного покрытия во время кратких перерывов в рейсах нельзя использовать краски, содержащие растворители, остатки которых поглощаются грузами, что может ухудшить их качество.

На универсальных судах для предохранения грузов от возможного повреждения и намокания при соприкосновении с отпотевающими обшивкой и набором в трюмах по стенкам и переборкам устанавливают специальные продольные рейки-рыбинсы.

Трюмы судов оборудуют деревянным настилом, называемым трюмным пайолом, который укладывается на специальные деревянные лаги (рис. 3.3). Доски пайола с нижней стороны окрашивают масляными, эпоксидными, хлорвиниловыми и другими красками.


Рис. 3.3. Грузовой трюм. 1 — трюмный пайол (настил); 2 — рыбинсы; 3 — льяльный настил.

Краски, применяемые в трюмах специализированных судов, должны обладать помимо высокой абразивостойкости рядом дополнительных свойств.

Танки наливных судов. Наливные суда используют для перевозки различных жидких грузов: нефтепродуктов (бензина, керосина, авиационного топлива, растворителей, смазочных масел, мазута, сырой сернистой и малосернистой нефти); пищевых продуктов (воды пресной, вина, глицерина, животных жиров, растительных масел, патоки, спиртов, фруктовых соков); растворов кислот, щелочей, солей, а также жирных кислот, грязных вод и других продуктов. Перевозимые грузы размещают в грузовых танках, для отделения которых от других помещений служат коффердамы, препятствующие проникновению жидких грузов или их паров в соседние помещения.

Перевозка грузов широкого ассортимента, часть из которых обладает агрессивными свойствами, очень усложняет условия эксплуатации наливных судов. В танках, которые перевозят растворы солей, кислот или щелочей, пресную или дистиллированную воду, пищевые продукты, необходимо окрашивать внутренние поверхности полностью.

Танки, систематически используемые в качестве балластных, полностью окрашивают и защищают электрохимическими способами. Это позволяет эксплуатировать их без ремонта, не возобновлять в них покрытий в течение многих лет.

Тщательная очистка танков, особенно перед погрузкой пищевых продуктов, возможна в том случае, если защитное покрытие не разрушается под действием струй морской воды, нагретой до 100—110° С, подающихся в танк для мытья с помощью автоматически действующих установок под давлением до 0,7—1 МПа.

Цистерны для топлива, питьевой воды, грязных вод. Цистерны располагают так, чтобы использовать все участки судна, преимущественно там, где невозможен монтаж каких-либо механизмов и устройств и доступ в которые затруднен. Особенно сложен доступ в цистерны, расположенные в междудонном пространстве (рис. 3.4). Часто высота этого пространства не превышает 800 мм. Очищать и хорошо красить междудонные пространства следует еще при постройке, в секциях. Толщина защитного покрытия должна быть в пределах 250—350 мкм.


Рис. 3.4. Цистерны грязной воды и двойное дно в районе машинного отделения.

В цистернах, используемых для перевозки или хранения пресной воды, предназначенной для пищевых целей, реже для технических нужд, применяют эмали и краски, разрешенные санитарной инспекцией (ХС-76, ХС-658, ХС-769, УР-41, цинксиликатные).

Диптанки рассчитаны на заполнение балластом и различного рода жидкими грузами. Для их окрашивания следует использовать полиуретановые эмали УР-41, пленки которых устойчивы в морской воде, не влияют на качество пресной воды, не разрушаются в растительных, животных и минеральных маслах, не подвергаются действию фруктовых соков и некоторых напитков.

На внутренних поверхностях цистерн для топлива, смазочных масел, грязных вод и других жидких продуктов имеется сложный набор. От качества его окрашивания зависит сохранность защитного покрытия всей цистерны.

Цистерны для нефтепродуктов окрашивают нефтестойкими эмалями, например ЭП-755, ЭП-72, ХС-717 и др. Для этой цели имеется и широкий ассортимент импортных красок и эмалей.

Цистерны грязных вод окрашивают эмалевыми красками, пленки которых не разрушаются продуктами кислого характера и хорошо отмываются от загрязнений (эпоксидными, эпоксидно-пековыми, эпоксидно-меламиновыми, фенольными и др.).

Так как однотипные по конструктивному решению помещения эксплуатируются в резко отличающихся условиях, важно правильно выбрать надежную схему окрашивания, что требует хорошего знания технологии постройки судна и современного ассортимента лакокрасочных материалов.