Восстановление покрытий эксплуатирующихся судов

Нормальная эксплуатация судна, конструкции или сооружения невозможна без систематического обновления защитного лакокрасочного покрытия и периодического полного перекрашивания. При частичном подкрашивании или исправлении дефектов очень важно использовать краски, совпадающие по оттенку с цветом ремонтируемого покрытия, а также применять новые краски, изготовленные на однотипной или близкой по типу пленкообразующей основе. Необходимо точно знать тип ремонтируемого покрытия. Если это установить невозможно, то следует проверить совместимость покрытия с краской, которую предполагается применить.

Если наносимая краска хорошо совмещается с имеющимся покрытием, то после подготовки поверхности приступают к ее окрашиванию. При частичном исправлении дефектов покрытия необходимо следить за тем, чтобы края поврежденных участков были хорошо сглажены с помощью шлифовальной бумаги; в этом случае участки ранее имевшегося покрытия и вновь нанесенные не будут заметны.

На незначительных по размерам участках площадью 5—10 см2 покрытия восстанавливают краскораспылителями типа «Аэрограф» или кистями; если количество мелких повреждений значительно или площадь поврежденных участков большая, то применяют краскораспылитель пневматического типа с соплом малого диаметра.

Обнаружив несовпадение оттенка ранее нанесенного покрытия с оттенком новой краски, выясняют возможность Корректировки цвета. Если это сделать невозможно, то использовать краску для частичного восстановления покрытия не следует, так как судно или конструкция приобретут неопрятный вид. При частичном подкрашивании следует учитывать неодинаковую светостойкость красок различных марок и фирм. Первоначально тон старого покрытия и вновь нанесенной краски может полностью совпасть, а в процессе эксплуатации измениться.

Решая вопрос о перекрашивании эксплуатируемых судов, следует учитывать, что отечественные краски на алкидных пленкообразующих имеют удовлетворительную адгезию к аналогичным краскам зарубежных фирм. Удовлетворительной совместимостью обладают краски на основе виниловых сополимеров, а также краски хлоркаучукового типа с алкидными и виниловыми красками. Сложнее перекрашивать покрытия полиуретанового типа, на основе эпоксидных смол и других пленкообразующих, высыхающих при повышенной температуре или в присутствии катализаторов.

Полиуретановые и эпоксидные покрытия перед перекрашиванием или частичным подкрашиванием обрабатывают шкуровальными машинками, а на больших площадях — мелкой дробью или другими абразивными материалами. При этом поверхность становится матовой, что улучшает адгезию к ней наносимых красок.