Переносная эстакада для заводки гребных и дейдвудных валов
Для заводки длинных гребных и дейдвудных валов обычно строили специальные леса. В настоящее время для этой цели применяют оборудованные механизмами переносные эстакады.
Эстакада (рис. 281) представляет собой металлическую сварную конструкцию, состоящую из трех секций 1, 2, 3, легко соединяемых между собой. Верхние опорные плоскости каждой секции, имеющие деревянные настилы, делают с уклоном, соответствующим уклону оси линии валопровода. Правильность установки эстакады относительно оси валопровода контролируют с помощью струны, натянутой через отверстие мишеней, установленных в мортире и кронштейне.
Рис. 281. Переносная эстакада для заводки гребных и дейдвудных валов.
Секции эстакады перемещают в вертикальном и горизонтальном направлениях с помощью домкратов 9, вмонтированных в основания секций. На настиле эстакады укладывают, центруют и стыкуют между собой секции рельсового пути 7 для установки специальных тележек 5. Неточность положения монтируемого вала относительно оси линии валопровода устраняют регулированием положения тележек. На эстакаде устанавливают также лебедку 8 с электроприводом, посредством тягового троса 4 которой производится продольное перемещение гребного вала 6 с тележками.
Тележка переносной эстакады (рис. 282) состоит из постели 1 для укладки валов, рукоятки 2 для регулирования высоты постели с уложенным валом, штурвала 3 для регулирования постели с валом в горизонтальном направлении, рамы 5 тележки и четырех колес 4 для установки и перемещения тележки по рельсам 6 эстакады.
Рис. 282. Тележка для заводки гребных и дейдвудных валов.
Лебедка переносной эстакады (рис. 283) включает в себя электродвигатель 6, фрикционную муфту 5, червячный редуктор 4, кожух 3, барабан 2 и станину 1. Электродвигатель установлен на станине лебедки. На конце вала электродвигателя на шпонке насажена фрикционная муфта обычной конструкции, по типу крановых пробуксовывающих муфт. При помощи пружин муфту регулируют на необходимое тяговое усилие. Передача усилия от ведущей части к ведомой — эластичная. Муфта смягчает удары при пуске и остановке механизма и обеспечивает пробуксовывание при возникновении усилий, превышающих допустимые. Червячный вал имеет на концах две шестерни, передающие вращение от шестерни вала червячного колеса к шестерне, насаженной на барабане. Барабан — сварной, вращается на неподвижной оси. На поверхности его нарезаны винтовые канавки для наматывания троса, причем на одной половине барабана нарезка правая, на другой — левая. Намотка производится в один ряд. Канатоемкость каждой половины 28 м. Станина сварная из швеллеров, служит для размещения и соединения узлов лебедки. Лебедки изготовляют двух типоразмеров.
Рис. 283. Лебедка.
Заводка гребного вала выполняется следующим образом. Гребной вал укладывают на подушку тележек так, чтобы его ось совпадала с центром отверстия в кронштейне. Соединив тяговый трос от лебедки с кормовым концом вала, включают лебедку и перемещают вал с тележками вдоль по рельсовому пути эстакады до полной заводки. В ходе заводки внимательно наблюдают за положением вала, прекращая ее и производя необходимое регулирование тележек всякий раз, когда вал касается стенок отверстия или бакаутового набора втулок.
При монтаже гребных и дейдвудных валов в нормальных стапельных условиях использование эстакады с тележками способствует улучшению качества работы, снижению расхода материалов и повышению производительности труда.
Технические характеристики приспособлений приведены в табл. 59.
Характеристика | Типоразмер | |
I | II | |
Тяговое усилие, кН | 10 | 90 |
Электродвигатель привода лебедки | Двухскоростной | |
АД 31/4-8 | АД 42/4-8 | |
Мощность, кВт | 0,5 | 1,4 |
Частота вращения, об/мин | 750 и 1500 | 750 и 1500 |
Напряжение, В | 220—380 | 220—380 |
Полное передаточное число | 1500 | 2252 |
Линейная скорость навивки троса на барабан, м/мин | 0,75—1,5 | 0,415—0,830 |
Канатоемкость барабана, м | 28 | 28х2 |
Диаметр троса, мм | 8,8 | 13 |
Габариты лебедки, мм | 815х908х570 | 1408х1000х737 |
Масса лебедки, кг | 320 | 734 |
Диаметр заталкиваемого вала, мм | До 500 | |
Длина, мм | ||
вала | — | До 30 000 |
эстакады | — | 29 940 |
Масса, кг | ||
эстакады | — | 10 150 |
тележки | — | Около 80 |