Переносный станок для растачивания цилиндров поршневых механизмов

Растачивание цилиндров поршневых механизмов на судне во время ремонта является ответственной операцией, при выполнении которой нужно обеспечить сохранение геометрической формы внутренней поверхности цилиндра и требуемую шероховатость обрабатываемой поверхности. Например, в соответствии с требованиями Регистра СССР допуск на диаметр при растачивании цилиндров диаметром от 500 до 1000 мм лежит в пределах 120— 170 мкм, а шероховатость обрабатываемой поверхности должна соответствовать 9-му классу по ГОСТ 2789—73. Это достигается специальными переносными расточными станками.

На рис. 271 приведена конструкция одного из таких станков. Основной частью станка является пустотелая чугунная борштанга 6, вращающаяся в двух регулируемых подшипниках скольжения 10 и 1. Масса борштанги воспринимается упорным подшипником качения 2. Вдоль борштанги с помощью механизма подачи 14 и ходового винта 3 перемещается двухрезцовая головка 4. Привод главного движения осуществляется от электродвигателя 17 через клиноременную передачу 15 и червячную пару 11. Корпус червячной пары, являющийся одновременно и корпусом верхнего подшипника, устанавливают на плите 16, которую с помощью подставок 7 крепят к обрабатываемому цилиндру.


Рис. 271. Переносный станок для растачивания цилиндров главных механизмов.

Материал и размеры борштанги, соотношение ее диаметра и длины, а также конструкция регулируемых подшипников скольжения обеспечивают безвибрационное резание на высоких скоростях. Кроме того, регулируемые подшипники способствуют повышению точности растачивания. Чтобы сохранить точность положения борштанги в процессе работы станка, верхний вкладыш подшипника соприкасается не с борштангой, а с промежуточной втулкой 9, что предохраняет борштангу от истирания. Это особенно важно, так как верхний вкладыш переставляется по длине борштанги в зависимости от длины растачиваемого цилиндра.  Малейшая же выработка на борштанге может привести к уменьшению точности обработки.

При выверке положения борштанги индикатором по оси растачиваемого цилиндра корпус верхнего подшипника можно при необходимости перемещать в поперечных направлениях по плите четырьмя установочными болтами 8.

Привод борштанги через сменные шкивы клиноременной передачи обеспечивает шесть ступеней частоты вращения. Электродвигатель монтируют на отдельной подставке, устанавливаемой на блоке обрабатываемого цилиндра. Механизм подачи состоит из ходового винта, гайки и сменных шестерен, уравновешиваемых на гитаре подачи балансиром 12. Ходовой винт расположен по центру борштанги в двух опорах скольжения. Механизм подачи включают рукояткой 13, которая удерживает от вращения первую шестерню механизма подачи, соединяясь при помощи стального тросика или тяги с какой-либо неподвижной частью поршневого механизма. Ускоренный обратный ход резцовой головки осуществляют также рукояткой 13 при выключенных промежуточных шестернях механизма подачи. Двухрезцовая головка имеет выдвижные резцедержатели. Величину зазора между бронзовой втулкой резцовой головки и борштангой регулируют при помощи планки 5 и винтов с контргайками.

Эксплуатация станков описанной конструкции показала их высокую эффективность. Значительно облегчены переноска, установка и выверка станка, что позволяет сократить вспомогательное время. Благодаря высокой жесткости конструкции станка, возможности управлять процессом растачивания работу выполняют на высоких скоростях резания. Для уменьшения износа инструмента растачивание ведется с большими подачами, что уменьшает путь резания и повышает точность обработки. Для обеспечения заданной шероховатости поверхности при таких подачах применяют резцы с большим радиусом при вершине (2—5 мм). Все это позволяет еще более повысить скорость резания и сократить машинное время обработки.

Техническая характеристика станка
Диаметр, мм:
бортшанги ..................................140
растачивания ........ ..............550—1050
Число ступеней скоростей ........................6
Частота вращения, об/мин ........................20—75
Скорость резания, об/мин ........................80—120
Подача, мм/об....................................0,3—0,6
Мощность электродвигателя, кВт..................4,5