Пневматическая шлифовальная машина ШРТМ

В представленных выше пневматических шлифовальных машинах радиального типа шлифовальный круг соприкасается с обрабатываемой поверхностью периферийной частью (теоретически по линии, а практически по площадке незначительной ширины). Поэтому радиальные машины не обладают устойчивостью, и при работе приходится надежно удерживать их в руках, чтобы правильно ориентировать положение шлифовального круга относительно обрабатываемой поверхности. Независимо от квалификации работающего достигнуть надлежащего качества обработки плоскостей радиальными машинами затруднительно.

Для обработки плоских поверхностей целесообразно применять торцевые шлифовальные машины, ориентация которых относительно обрабатываемой поверхности не требует особых усилий и внимания работающего. Благодаря этому торцевые шлифовальные машины устойчивы, особенно при обработке горизонтальных и слегка наклонных (до 30°) поверхностей; роль работающего при этом сводится лишь к передвижению машины по обрабатываемой поверхности. Усилие подачи в таких машинах невелико, так как торцевой круг при вращении увлекает машину вперед, а усилие нажима инструмента на обрабатываемую поверхность обеспечивается собственной массой машины  (здесь относительно большая масса машины является положительным фактором).

На рис. 47 показано устройство пневматической шлифовальной торцевой машины. В литом корпусе 21 смонтированы пневматический двигатель ротационного типа и механизм регулирования скорости шлифовального круга. На корпусе крепится стяжным винтом защитный кожух 11, к которому приварен патрубок для присоединения отсасывающего шланга 3 пылесоса типа ПП-4ЭД.


Рис. 47. Пневматическая шлифовальная машина ШРТМ.

Пусковая рукоятка 12, в которой размещен глушитель, присоединяется к корпусу под углом 120° на резьбе. Такое расположение рукоятки обеспечивает более удобное положение рук и придает машине большую устойчивость при ее передвижении по обрабатываемой поверхности.

При повороте втулки 1 пусковой рукоятки в положение, указанное на рисунке, сжатый воздух из магистрали поступает по каналам конусной пробки 23 в полость А, пройдя предварительно через фильтрующую сетку 22. Далее воздух, поднимая золотник 19, попадает в рабочую полость двигателя, приводя во вращение ротор 13. Как только ротор наберет скорость, шарики 14 центробежного регулятора под действием центробежных сил отклоняются от центра вращения и, действуя на конусный грибок 16, приподнимут левый конец рычага 17. Правый конец при этом нажмет на золотник 19, который, опускаясь вдоль стакана 18, уменьшит площадь сечения для прохода сжатого воздуха в двигатель. В результате снизится угловая скорость двигателя.

При сборке машины ОГТМ пружину 20 регулируют так, чтобы угловая скорость холостого хода двигателя (при отсутствии нагрузки) была близка к угловой скорости рабочего хода. При нагружении машины угловая скорость ротора снижается, проходное сечение в двигатель возрастает (золотник 19 поднимается), и ротор вновь набирает скорость. Таким образом, безопасность работы обеспечивается благодаря постоянному поддержанию допустимой частоты вращения независимо от режима работы.

Отработавший воздух по встроенному в рукоятку 12 глушителю направляется в атмосферу. Для уменьшения вибрации рабочего инструмента и повышения прочности шпинделя 6, выполненного за одно целое с ротором 13, длина шпинделя выбрана минимальной, что позволило значительно приблизить шлифовальный круг 8 к нижней подшипниковой опоре 2. Осевые усилия, возникающие при торцевом шлифовании, воспринимаются верхним радиально-упорным шарикоподшипником.

Шлифовальный круг устанавливается на опорную шайбу 10 и зажимается шайбой 7. Между шайбами устанавливают прокладки 9. Такое закрепление круга полностью соответствует требованиям безопасности.

Круг защищен двумя стальными кожухами, вставленными один в другой. Неподвижный кожух 11 закрепляют стяжным винтом на цилиндрической заточке корпуса 21. Подвижный кожух 4 вставлен в кожух 11 и подвешен в нем на пружинах 5 (на рисунке показано положение, когда кожух 4 образовал камеру для сбора пыли, прежде чем шлифовальный круг 8 успел прикоснуться торцом к обрабатываемой поверхности). Пыль удаляется через отсасывающий шланг 3. Съемная крышка 15, поджимающая двигатель в корпусе 21, служит также для свободного доступа к центробежному регулятору, что важно при сборке и регулировании машины.

Техническая характеристика машины
Наибольший диаметр шлифовального круга, мм..............150
Частота вращения шпинделя под нагрузкой, об/мин........................3200
Мощность двигателя, кВт......................1,1
Окружная скорость шлифовального круга при нагрузке, м/с....................25
Расход сжатого воздуха, м3/мин................1,8
Габариты, мм................. 205x180x320
Масса, кг...............................7,5