Пневморазвертки и приспособления для развертывания и растачивания отверстий под болты

Пневморазвертка предназначена для развертывания отверстий под калиброванные болты при монтаже механизмов и валопроводов. Пневморазвертка РО-50 (рис. 206) состоит из нескольких основных узлов, смонтированных в общем корпусе, отлитом из алюминиевого сплава.


Рис. 206. Пневморазвертка РО-50.

Пневматический реверсивный двигатель 1, расположенный вертикально, через планетарный редуктор 11 и трехступенчатую зубчатую цилиндрическую передачу передает вращение шпинделю 5. Шлицевое соединение шпинделя с шестерней 9 зубчатой передачи обеспечивает перемещение шпинделя в осевом направлении. Шестерня 9 вращается в подшипнике, составленном из двух бронзовых вкладышей 8, закрепленных в корпусе 7. Шпиндель через тягу 4 и переходник 2 вращает развертку и перемещает ее вдоль оси развертываемого отверстия. Подача осуществляется за счет хода нижнего конца шпинделя по резьбе стакана 6, неподвижно закрепленного в корпусе. Втулка 3 предотвращает произвольное разъединение развертки, переходника и тяги, обеспечивая в то же время смещение оси развертки относительно оси шпинделя на 2 мм в двух взаимно перпендикулярных направлениях вдоль пазов переходника и тяги.

Развертка с переходником и переходник с тягой соединяются Т-образными замками. Переходник выполняет роль крестовой муфты.

Свободный вылет тяги в сторону перед началом развертывания регулируется гайкой 10. Подвод воздуха осуществляется через пусковую ручку 13, а пуск двигателя — рычагом 15, открывающим клапан 14. Реверсирование двигателя и изменение частоты его вращения производят клапаном 12. Для переноски пневморазвертки на крышке корпуса укреплена ручка. Требуемая шероховатость поверхности обрабатываемых отверстий достигается использованием большого числа разверток (до 10) при увеличении их диаметра на 0,10 мм.

Пневморазвертка РО-32 (рис. 207) состоит из пневматического реверсивного двигателя 1, планетарного редуктора 10, шпинделя 4, шестерен 7, подшипника 6 и двух бронзовых вкладышей, корпуса 15, тяги 8, переходника 2, стакана 5, втулки 3, регулировочной гайки 9, пусковой ручки 12, рычага 14, возвратного клапана 13, регулировочного клапана 11. Шлицевое соединение шпинделя с шестерней 7 обеспечивает возможность его перемещения в осевом направлении и подачу развертки вдоль оси развертываемого отверстия. Шпиндель с разверткой вращаются от пневматического двигателя через планетарный редуктор, шестерни, тягу и переходник.


Рис. 207. Пневморазвертка РО-32.

Реверсирование двигателя и изменение частоты вращения производятся поворотом регулировочного клапана пусковой ручки. Для получения необходимой шероховатости поверхности обрабатываемого отверстия предусматривается использование пяти разверток с разницей в диаметре 0,1 мм и двух разверток с разницей 0,05 мм.

Подготовительно-заключительное время, т. е. время, необходимое для установки машины на обрабатываемое изделие, а также для смены развертки и возврата шпинделя в первоначальное положение, не превышает 1,5 мин.

В табл. 44 приведены данные по производительности машины РО-32. Применение этой машины позволяет в полтора-два раза повысить производительность по сравнению с развертыванием отверстий вручную. Важное преимущество машины РО-32 — возможность развертывания отверстий в труднодоступных местах благодаря использованию укороченных разверток.

Таблица 44. Производительность пневморазвертки РО-32 (при глубине развертываемого отверстия 50 мм)
Диаметр обрабатываемого отверстия, мм Средняя частота вращения развертки, об/мин Средняя продолжительность прохода одной разверткой Число проходов Общее машинное время развертывания, мин Общее время развертывания с учетом подготовительно-заключительного времени, мин
21 65 1 мин. 10 с 7 7 18,0
25 60 1 мин. 25 с 7 8,5 19,0
32 50 1 мин. 35 с 7 11 22,0

Машина не требует специальных навыков для ее эксплуатации, удобна в работе и снабжена дополнительной длинной тягой. Винтовое устройство дает возможность протягивать вращающуюся развертку снизу вверх через подготовленное отверстие, в которое первым входит мерный хвостовик (направляющая часть развертки), обеспечивающий правильное направление режущей части. Развертка заводится в обрабатываемое отверстие снизу, а машина устанавливается на обрабатываемое изделие сверху, благодаря чему усилие подачи развертки воспринимается головкой машины, опирающейся на изделие. Роль работающего при этом сводится к поддержанию машины за рукоятку.

Технические характеристики пневматических разверток приведены в табл. 45.

Таблица 45. Технические характеристики пневматических разверток
Характеристика РО-32 РО-50
Диаметр развертываемых отверстий, мм 20—32 32—50
Максимальная глубина развертывания, мм 70 120
Интервал размеров разверток (по диаметру), мм 0,1 0,1
Подача развертки, мм/об 0,75 1,0
Угловая скорость шпинделя под нагрузкой, рад/с 8 4,5
Скорость резания, м/мин 5—8 4—6
Мощность двигателя, кВт 0,81 1,1
Давление сжатого воздуха, МПа 0,5 0,5
Расход сжатого воздуха, м3/мин 1,3 1,8
Минимальное расстояние от оси развертки до стенки изделия, мм 33 51
Внутренний диаметр шланга, мм 16 16
Габариты, мм 384х242х94 370х260х102
Масса, кг 10 14

Развертывание отверстий под калиброванные болты для крепления механизмов к судовым фундаментам производят с помощью приспособления, изображенного на рис. 208. Приспособление состоит из корпуса 15 с верхней 18 и нижней 1 крышками, крышки 22 червяка, червячного колеса 13, закрепленного на гильзе 17 с помощью шпонок 14, масленки 19, шарикоподшипников 16 и 21, ходовой муфты 12, сухарей 11 и шарнира с тягой 10, кольцом 9, верхней вилкой 8, стрежнем 7, втулкой 6, крестовиной 5 и нижней вилкой 4. С помощью ловителя 3 производится центровка развертки 2 при установке ее в вилку. Приводом приспособления служит пневматическая сверлильная машина РС-32, соединяемая с переходным конусом 23 червяка 20 гибким валом. Вращение передается от червяка к червячному колесу, насаженному на гильзу. Гильза, вращаясь вместе с червячным колесом, вращает ходовую муфту и шарнир с разверткой. Ходовая муфта, передвигаясь при вращении по резьбе корпуса, осуществляет подачу развертки. Приспособлением можно развертывать отверстия до 60 мм при замене шарнира скользящим соединением.


Рис. 208. Приспособление для развертывания отверстий под калиброванные болты.

Приспособление, показанное на рис. 209, используют для развертывания отверстий при спаривании пера руля с баллером и соединении фланцев линии валопровода. Приспособление хомутом 1 крепят к валу. К хвостовику 2 с конусом Морзе присоединяют пневматическую сверлильную машину УСМ-50 или РМС-60М. Обработку отверстий производят развертками Берга, вставленными во втулку 3.


Рис. 209. Приспособление для развертывания отверстий во фланцах валов.

Техническая характеристика приспособления
Максимальный диаметр развертываемых отверстий, мм....................................70
Минимальное расстояние от оси развертки до
стенки изделия, мм..........................85
Максимальная глубина развертывания, мм . . . 165
Габариты, мм ................ 245х 245х 280
Масса, кг ....................................21

Приспособление (рис. 210) позволяет производить развертывание конических отверстий и подрезание их торцев на фланцах спариваемых валов. Основными узлами приспособления являются пневмоцилиндр 5, коническая развертка 2 в сборе и трещотка 3. Для развертывания и подрезания торцев отверстий приспособление устанавливают на вал 7 и крепят к нему скобой 1. На квадратную часть хвостовика развертки, установленной со специальным устройством подачи в отверстие фланца, надевают трещотку, соединенную со штоком 4 пневмоцилиндра. При подаче сжатого воздуха в пневмоцилиндр через устройство 6 происходит автоматическое переключение возвратно-поступательного движения поршня пневмоцилиндра, и трещотка проворачивает обрабатывающий инструмент.


Рис. 210. Приспособление для развертывания конических отверстий во фланцах валов.

Техническая характеристика приспособления
Средний диаметр развертываемых отверстий, мм ... 75
Конусность развертываемых отверстий................1 : 100
Предельный крутящий момент, Н·м......... 5000
Давление сжатого воздуха, МПа .......... 0,5
Число двойных ходов в минуту........... 13

Для развертывания цилиндрических отверстий во фланцах спариваемых валов применяют специальный станок (рис. 211), позволяющий также растачивать и сверлить отверстия. Станок состоит из пневмопривода 2, редуктора 3 и шпинделя 4, оснащенного маховиком 1 для перемещения в процессе настройки. На переднем конце шпинделя крепят приспособление для растачивания отверстий или развертку 6. Станок устанавливают на вал с помощью опор 5, пользуясь втулочно-роликовой цепью 7.


Рис. 211. Специальный станок для обработки цилиндрических отверстий во фланцах спариваемых валов.

Применение подобных станков экономически целесообразно при обработке не менее 18—20 фланцевых соединений в год.

Технические характеристики специальных станков для обработки отверстий во фланцах спариваемых валов приведены в табл. 46.

Таблица 46. Технические характеристики специальных станков для обработки отверстий во фланцах спариваемых валов
Характеристика Типоразмер
№ 1 № 2
Предельные диаметры обрабатываемых отверстий, мм 70—80 40—120
Ход шпинделя, мм/об 350 320
Подача шпинделя, мм/об 0,08—0,3 0,08—0,3
Частота вращения шпинделя, об/мин 230 и 16 170 и 12
Мощность привода, кВт   2,0
Давление сжатого воздуха, МПа   0,5
Расход сжатого воздуха, м3/мин   2,6
Гнездо шпинделя под инструмент Конус Морзе № 4 Конус Морзе № 5
Габариты, мм 700х400х400 750х400х400
Масса, кг 70 85