Угловая пневматическая реверсивная щетка УПЩР-1

Угловую пневматическую реверсивную щетку применяют для очистки опорных поверхностей судовых фундаментов и других поверхностей от ржавчины, непрочносцепленной окалины, старой краски и т. п. Пневматическая щетка (рис. 32) состоит из четырех основных узлов: впускного устройства I, пневматического реверсивного двигателя II, угловой головки III и проволочной щетки с кожухом IV.

Впускное устройство смонтировано в литой рукоятке 2 и состоит из штуцера 1 и распределительного крана 5, снабженного для поворота рычажком 3. В пробке крана выполнены два перепускных отверстия, обеспечивающих впуск сжатого воздуха в статор 10 и выпуск отработавшего воздуха, не успевшего выйти по центральным выпускным каналам статора. Поворот пробки ограничивается штифтом 4, запрессованным в кран. Цилиндрическая пружина 7 прижимает пробку к конусной втулке 6 и обеспечивает герметичность крана.


Рис. 32. Угловая пневматическая реверсивная щетка УПЩР-1.

Пневматический реверсивный роторный двигатель смонтирован в корпусе 14 и состоит из статора 10, ротора 11 с четырьмя текстолитовыми лопатками 12 и крышек 9 и 13. В крышках расположены шарикоподшипники 8 и 15, на которые опираются шейки ротора. Статор двигателя имеет два ряда впускных отверстий, симметрично расположенных по обе стороны от линии касания ротора со статором и сообщающихся с внутренней полостью двигателя. При повороте впускного крана влево или вправо воздух поступает в тот или иной другой ряд отверстий статора, давит на лопатки и производит правое или левое вращение ротора. Эти два ряда отверстий служат также для выпуска отработавшего воздуха в атмосферу через глушитель корпуса двигателя.

В угловой головке смонтированы конические шестерни 20 и 24, передающие вращение от ротора шпинделю 22. Корпус головки 18, как и корпус впускного устройства, соединяется с корпусом 14 пневматического двигателя четырьмя болтами. Ведущая коническая шестерня 20 выполнена заодно с валиком, опирающимся на шарикоподшипники 17 и 19. Конец валика сцепляется с ротором 11 плоской чекой 16. Ведомая коническая шестерня 24 насажена на шпиндель 22 и закреплена шпонкой 23. Проволочную разборную щетку надевают на конец шпинделя, который опирается на шарикоподшипники 21 и 25.

Перед началом работы обязательно проверяют надежность крепления щетки на шпинделе и продувают воздухом ее шланг. После этого щетку можно подключать к воздушной магистрали. Для осуществления правого вращения щетки рычажок пускового крана поворачивают влево, для осуществления левого вращения щетки — вправо. Не рекомендуется включать двигатель щетки или останавливать его в то время, когда щетка прижата к обрабатываемой поверхности. Во время работы проволочную щетку располагают под углом к очищаемой поверхности, чтобы не перегружать двигатель. При затуплении концов проволочных пучков щетки необходимо изменить направление ее вращения. Окончив работу, следует перекрыть воздух на магистрали, отсоединить шланг от рукоятки пускового устройства, а впускное отверстие рукоятки заглубить деревянной пробкой.

Новая пневматическая щетка должна быть очищена от наружной консервации. Устранять повреждения и неисправности щетки разрешается только в ремонтной мастерской. Основные неисправности угловых пневматических щеток, причины их возникновения и способы устранения приведены в табл. 6.

Таблица 6. Неисправности угловых пневматических щеток, причины их возникновения и способы устранения
Неисправность Причины неисправности Способы устранения
Понижение частоты вращения Перегнут или зажат воздушный шланг Расправить или освободить шланг
Неполностью открыт клапан воздушной сети Открыть полностью клапан
Утечка воздуха в соединениях Устранить утечку воздуха в соединениях
Падение давления сжатого воздуха в воздухопроводе Устранить причину падения давления (давление должно быть 0,4—0,5 МПа)
Недостаточное количество подаваемого к щетке сжатого воздуха из-за лишней длины или малого диаметра шланга Сменить шланг. При длине шланга больше 10—12 м его сечение должно быть увеличено
Снижение мощности двигателя при нормальном давлении сжатого воздуха Увеличение осевого зазора между ротором и крышками вследствие неплотного поджатия задней крышки рукояткой щетки Уменьшить до минимума 0,02—0,05 мм осевой зазор между ротором и крышками; поджать рукояткой заднюю крышку до упора; прошлифовать поверхности крышек
Шум в зацеплении шестерен Неправильная сборка конического зацепления Проверить и произвести правильную сборку зацепления конических шестерен

Все трущиеся части пневматической щетки смазываются. В качестве смазки для внутренних поверхностей пневматического двигателя применяют веретенное или турбинное масло, для шарикоподшипников и зубчатых передач — солидол. Перед началом работы в штуцер рукоятки заливают 5—10 г масла. Смазка внутренних поверхностей пневматического двигателя происходит автоматически при впуске сжатого воздуха. Шарикоподшипники и коническую передачу смазывают во время разборки щетки при ремонте, но не реже одного раза в два месяца.

Щетку периодически подвергают ремонту: профилактическому, — один раз в месяц; текущему или капитальному — по мере надобности. При профилактическом ремонте проверяют механизм, устраняют мелкие неисправности и определяют необходимость текущего или капитального ремонта. Во время текущего ремонта производят частичную разборку щетки с починкой или заменой изношенных деталей. При капитальном ремонте щетку полностью разбирают, осматривают все детали и заменяют наиболее изношенные.

Неумелое обращение с пневматической щеткой может привести к несчастному случаю, а также к преждевременному выходу ее из строя. Поэтому, прежде чем приступить к работе, необходимо ознакомиться с инструкцией по эксплуатации щетки и строго выполнять все указанные в ней правила. Эти требования распространяются на все виды пневматического инструмента.

Техническая характеристика пневматической щетки
Частота вращения щетки, об/мин:
при холостом ходе........................4000
» нормальной нагрузке..................2500—3000
Мощность двигателя, кВт......................0,55
Диаметр проволочной щетки, мм................100—110
Расход воздуха, м3/мин........................0,8
Габариты (без кожуха и проволочной щетки), мм....................... 370х74х119
Масса (без проволочной щетки), кг............3,4
» проволочной щетки, кг..................0,35