Пятнадцать морских узлов

Пятнадцать морских узлов (рис. 120). О том, какое существует количество морских узлов, нет единого мнения. Чаще всего  называют цифру 100. Знать такое количество узлов, а главное — применить их на практике — искусство, доступное немногим. На маленьких парусниках — швертботах, байдарках, надувнушках такой эрудиции, конечно, не требуется. Достаточно знать и применить к месту 5—10 основных узлов, чтобы не оказаться в ситуации, когда лодка вдруг «сама» отвязывается от причала, парус освобождается от фала и падает в воду и т. п. Приводимые ниже описания узлов могут послужить основой для отбора к такому комплекту.



как вязать морские узлы
Рис. 120. Морские узлы: а — простой (вверху) и «восьмерка»; б — прямой в рифовый (внизу); в — выбленочный; г — штыки (сверху вниз) простой, со шлагом, с обносом, рыбацкий; д — топовый; е — беседочный; ж — двойной беседочный; з — шкотовый и брамшкотовый; и — стягивающий

«Простой узел» и «восьмерка» (рис. 120, а). Оба узла применяются в качестве стопорных на ходовом конце троса, например шкота, и служат для предотвращения выхлестывания снасти из блока. Чтобы завязать «простой узел», ходовой конец троса проводят под коренной и пропускают в образовавшуюся петлю. Завязывая «восьмерку», ходовым концом образуют петлю, затем пропускают его под коренной и проводят в первоначально образованную петлю.

«Прямой» и «рифовый» узлы (рис. 120, б). Тот и другой узел известны не только морякам. Рифовым, например, большинство людей завязывают шнурки на ботинках. В морской практике эти узлы служат для соединения тросов приблизительно одинаковой толщины, первый — намертво, второй — с быстрой отдачей. Способ вязания узлов пояснений не требует, кроме единственного: внимательно следите, чтобы трос входил в петлю и выходил из нее с одной и той же стороны, иначе вместо «прямого» получится так называемый «бабий» узел, при котором концы ползут.

Выбленочный узел (рис. 120, в). Узел применяется, когда нужно закрепить трос на другом тросе или предмете, например, на вантах, стойке, пале. Первый шлаг узла обносится вокруг предмета (или набрасывается на него) так, чтобы коренной конец прошел под ходовым. Второй шлаг укладывается рядом с коренным, но в обратном направлении.

Простой штык (рис. 120, г). Применяется чаще всего при швартовке. Ходовой конец троса проводят в рым или обносят вокруг пала, накладывают на коренной конец и через петлю выводят вверх. Два правильно выполненных штыка (накладывать ходовой конец на коренной лучше сверху и всегда в одном направлении) образуют вокруг коренного конца выбленочный узел. Если обнести ходовой конец вокруг пала или через рым дважды, то меньше шансов, что трос о них перетрется. Получится узел, называющийся «штык с двумя шлагами». Если прежде чем накладывать второй шлаг, пропустить ходовой конец под коренной, получится «штык с обносом». Если наложить на пал два шлага, пропустить под них ходовой конец, а затем сделать один или несколько штыков, получится «рыбацкий штык». Его удобно применять для привязывания троса к рыму якоря. Завершают рыбацкий штык бензелем, которым ходовой конец привязывают к коренному.

Топовый узел (рис. 120, д). Для парусного туризма это один из важнейших узлов. Его применяют, когда нужно раскрепить мачту — либо аварийную вместо сломанной, либо импровизированную на лодке, не имеющей штатного парусного вооружения. Вяжется он так. На ровной поверхности последовательно одна с перекрытием другой укладываются три одинаковые — одного направления петли. Петли сближают и проводят правую ветвь нижней петли поверх левой ветви верхней, под правую ветвь средней и поверх правой ветви верхней. Левую ветвь верхней петли проводят поверх левой ветви средней петли и под левую ветвь нижней петли. Среднюю петлю вытягивают вверх, а боковые в стороны. Узел готов. Через его центр пройдет топ мачты, а за петли могут быть привязаны штаг и ванты.

Беседочный узел (рис. 120, е). К нему прибегают, когда нужно быстро сделать незатягивающуюся петлю (на больших парусниках, например, для подъема матроса на мачту на беседке, откуда и название). Беседочным узлом удобно завязать снасть, пропущенную в кренгельс или рым. На первый взгляд узел вяжется довольно сложно, но после некоторой тренировки он получается в считанные секунды. Нужно взять коренной конец троса левой рукой, а ходовой — правой. Сделать малую петлю, а затем большую (ее размер выбирается сообразно назначению узла). Пропустив ходовой конец в малую петлю, нужно обнести его вокруг коренного конца и вновь пропустить в малую петлю. Узел готов, остается только его обтянуть.

Двойной беседочный (рис. 120, ж). В практике парусного туризма он не так уж часто может найти применение, потому что предназначен в основном для подъема человека на мачту или спуска за борт, если деревянной беседки-скамеечки нет под рукой. В отличие от простого беседочного этот узел можно завязать в любом место троса, не обязательно на его конце — важное преимущество. Вязать его начинают так же, как ординарный, но только не одним концом, а сложенным вдвое тросом. Делают малую петлю, затем большую. Теперь в петлю, которая образовалась на конце сложенного вдвое троса, нужно провести большую двойную петлю и после этого обтянуть узел.

Шкотовый узел (рис. 120, з). Его применяют для связывания тросов разного диаметра. На конце более толстого троса нужно сделать петлю. Конец второго троса пропускают в эту петлю, обносят вокруг нее и пропускают под себя, образуя петлю. Если тонкий конец скользкий, то петлю на конце толстого троса нужно наложить дважды. Получится более надежный — брамшкотовый узел.

Стягивающий узел (рис. 120, и). Годится для завязывания любого мешка. Накладывается очень просто: вокруг горловины мешка обносятся два шлага, причем при завершении второго шлага ходовой конец проводится поверх коренного под скрещивание.